5 главных упражнений для футболиста.  Советы испанского тренера
ТренерамДетско-юношеский футбол

5 главных упражнений для футболиста. Советы испанского тренера

4 0 180
1. Квадрат
Ключевое упражнение, которое известно всем. На ограниченном пространстве несколько игроков контролируют мяч, один или двое его отбирают.
Стандартные варианты:
  • Четверо против одного или двоих, пятеро против двоих.
  • Тот, кто отобрал мяч, меняется с тем, у кого отобрал.
Это важное упражнение для тех, кто владеет мячом. Игра в квадрат развивает сразу несколько навыков. Среди них: игра в пас, скорость мышления, техника, периферийное зрение, концентрация. Это не моделирование реальности, футбольного матча, упражнение служит для развития комплекса навыков. Начинать играть в квадрат можно с шести лет.
2. Владение мячом
Это упражнение требует большего пространства. Игроки делятся на команды.

Базовый вариант:

  • Прямоугольный участок, примерно 20х30 метров.
  • Играют три команды по шесть человек.
  • Они разбиваются по полю вперемешку.
  • Назовём наши команды «А», «Б» и «В».

Суть упражнения в следующем:

Две команды, например «А» и «В», владеют мячом, «Б» его отбирает. Итого, у нас 12 игроков, которые владеют мячом, шестеро его отбирают.
Когда «Б» отберёт мяч у «А», команды меняются, теперь «А» отбирает у «Б» и «В».
Должна сохраняться постоянная пропорция 12 на 6, чтобы было численное большинство и возможность для многих вариантов игры в пас.
Разница по сравнению с предыдущим упражнением — появляется командная работа. Раньше каждый играл за себя, теперь нужно работать в команде. Это развивает командное мышление. Упражнение, как и предыдущее, состоит из трёх заходов по 5-6 минут каждый. Между заходами — минутная пауза. Начинать можно с шести лет.

3. Позиционная игра

По-испански это упражнение называется «игра во владение».

Оно похоже на предыдущее, но игроки действуют по своим позициям:

  • Их может быть 6 или, оптимально, 7.
  • Центральные защитники, латерали, 6 и 8 номера (центральные полузащитники) и «десятка».
  • У них отбирают мяч 5 игроков.

После отбора команды не меняются игроками, ведь цель упражнения — наработать связи между футболистами, которые владеют мячом.

В этом упражнении важно, чтобы мяч постоянно менял направление, а игроки открывались под пас. Как хорошо восьмой номер взаимодействует с пятым, шестым, вторым и десятым? Отбирающие мяч постоянно перекрывают линии паса, нужно двигаться и открываться, предлагать себя для паса. Должно быть как можно больше треугольников, потому что, играя в треугольнике, ты отдаёшь пасы вперёд или по диагонали, а не поперёк поля.

Важный навык, который развивается при позиционной игре, — умение использовать свободное пространство, чтобы открыться и получить пас.

Распространённая ошибка — идти к игроку с мячом, приближаться к мячу. Это неправильно, чем ты ближе к игроку с мячом, тем проще отрезать тебя, перекрыть линию паса. Приближаясь к нему, ты создаёшь ему проблему. Нужно отдаляться от игрока с мячом, оставаясь на линии паса, тогда ему будет проще передать тебе мяч.

Критерии, по которым определяется, качественно ли игроки выполняют упражнение, следующие:

  • Cкорость передвижения мяча
  • Частота изменения вектора движения мяча
  • Использования пространства
  • Интенсивность игры в пас.
Если полевых игроков в составе команды меньше 24, можно играть не семеро на пятеро, а семеро на четверо, тогда это упражнение могут выполнять сразу две группы, каждая на своей половине поля. 22 полевых игрока — минимум для взрослой команды, и заняты будут все полевые игроки одновременно. Это упражнение можно использовать для команды старше 10 лет.

4. Игра в урезанных составах

  • Игра с двумя командами. Двое на двое или трое на трое.
  • У каждой команды за спиной маленькие ворота, так что это упражнение на результат в виде забитых голов.
  • Одновременно с командами на поле действует свободный игрок.
  • Он играет всегда за ту команду, которая владеет мячом. Если с мячом «жёлтые» — он за «жёлтых».
  • Если мяч перехватили «красные» — он за «красных».
  • Свободных игроков может быть и двое, если играют трое на трое.

Как и все предыдущие упражнения, это развивает комплекс навыков.

  • Скорость мышления
  • Периферийное зрение
  • Скорость работы с мячом
  • Игра в пас

Но это также помогает развивать навыки игры один в один, улучшает дриблинг и ведение мяча.

5. Футбол

Упражнение, которым нужно заканчивать тренировку.

  • «Футбол» — это игра 7 на 7 или 8 на 8 со свободными игроками.
  • Свободные игроки необходимы в этом упражнении, это добавляет игре интенсивности, а мяч должен двигаться очень быстро.
  • Можно увеличить количество, чтобы задействовать всю команду, пусть будет 9 на 9 и трое свободных.
  • «Матч» длится два тайма по 9 минут.
При выполнении этого упражнения важно помнить:

Это не футбол. В футбольном матче важен результат. В упражнении важны навыки, которые выбирает сам тренер, поэтому правила должны отличаться от футбольных. Например, вводятся свободные игроки, которые добавляют скорости.

Другой пример:

Играешь составами 11 на 11, и, чтобы перевести мяч в атаку, сначала защитники должны дать друг другу не меньше 10 пасов.
Если мы хотим владеть мячом, хотим, чтобы это было нашим стилем, мы должны уметь это делать.
Пасы в защите не представляют угрозы сопернику? Да, но мы должны показать свой стиль — мы не будем давать необдуманные пасы и терять мяч, мы его сохраним. Нам нравится владеть мячом, пусть попробуют его отнять.

Или ещё один пример:
Свободные игроки выходят на поле с бровки. И, играя в пас, они должны пересечь всё поле, с фланга на фланг.
Только после этого можно играть в атаку.
Это тоже развивает контроль мяча, мышление, командную игру — вообще все качества, необходимые футболисту.

Общие рекомендации:
Если кто-то ошибается, упражнение нужно остановить.
Не критиковать за ошибку, а объяснить, как надо.
Например, показать, где нужно находиться, чтобы использовать свободное пространство и открыться для паса.
Ключевой фигурой в организации игры является треугольник. Чем больше треугольников, тем проще перемещать мяч в атаку.

Важно:

Необходимо следить, чтобы в каждом упражнении сохранялась максимальная интенсивность. Если упражнение выполняется медленно, от него не будет пользы. Всё должно выполняться быстро. Только так можно научить игроков постоянной концентрации и «включённости» в происходящее на поле.

Возникает естественный вопрос: как насчёт позиционной игры в защите? Жорди объяснил, что эти упражнения помогают развить навыки чтения игры и борьбы за мяч. Всё остальное — вторично. «Игрок, который потерял мяч, ближе всего к сопернику. В этот момент он главный защитник, какое бы место на поле ни занимал. Его задача вернуть мяч, а остальные ему помогают.

Если ты атакуешь, то, потеряв мяч, отнимаешь его и снова продолжаешь атаковать.

Цитата:
Это концепция, которая принесла испанскому футболу множество трофеев в последние 10 лет и которой до сих пор придерживается большинство испанских клубов. Хотя в последние годы некоторые тренеры нашли контраргументы против этой модели игры.

Читайте также, предыдущие статьи от Жорди Гратакоса::
Как развить талант футболиста. 10 советов испанского тренера
10 ошибок в работе с молодыми футболистами. Советы испанского тренера

Сохранить в закладках Нравится 4 1800
Мнения читателей