Как определить одаренность футболиста
ТренерамДетско-юношеский футбол

Как определить одаренность футболиста

8 0 252
Одаренность-главный критерий при отборе. В понятие (одаренность) входят не технические и тактические навыки, а только те качества, которые обеспечивают успех при овладении навыками, такими как:
  • быстрота и координация движений
  • интеллектуального плана (оперативное мышление)

Проблема одаренности

У детей с ранним физическим и половым созреванием имеющими превосходство над их сверстниками по ряду функциональных параметров. Но эта иллюзия их спортивной одаренности, особенно если она выражается в основном в высокой физической подготовленности, временная. Тренеры делают ставку на таких детей, усиленно их тренируют, а они после временных успехов останавливаются в спортивном росте, отставшие же поначалу сверстники обгоняют их.

Цитата:
Человек не рождается ничем. Каждый человек рождается с известной способностью к чему-нибудь. Значение воспитания не в том, чтобы сделать из любого ребенка то, что желательно его родным, а в том, чтобы заставить его постоянно заниматься тем, к чему он способен. (с) Дидро

Что касается попытки прогнозирования с ориентацией на умение играть, то этот показатель может ввести в заблуждение, так как им отражается подготовленность юных футболистов на данный момент, т.е. сформированный уровень игровых умений и навыков (актуальные способности), а не возможности детей к совершенствованию.

Поэтому при прогнозировании ведущим принципом должна служить комплексная оценка спортивных способностей детей по показателям, включенным в программу критериев отбора.


Для характеристики темпов роста можно использовать следующую формулу:

Где Т - темпы роста, П1 и П2 - исходные и конечные результаты (спустя два года).

Высокими темпами прироста рекомендуется считать такие, которые превышают средние темпы у детей, не занимающихся спортом в таблице ниже.

Пример расчета темпов роста параметров в %:

Игрок Максим пришел к вам в возрасте 8 лет с показателем Масса тела, равной 20 кг через 2 года занятий футболом он достиг параметра 25 кг. Что у нас получается, подставляем эти параметры в данную формулу, где П1-20 и П2-25, таким образом его прирост в % за 2 года занятий в данном показателе составил 22%.
Далее, смотрим в представленную таблицу средних показателей детей не занимающихся спортом и сравниваем своего подопечного с ними.
На нашем примере, игрок Максим в данном показатели, относительно не занимающихся спортом детей, находится на том же уровне.
Таким, образом мы можем сделать вывод, что данному игроку могут быть необходимы изменения по данному показателю. Опять же, эти показатели информативные и принимать решение нужно ли ему прибавлять в данном показатели, принимаются индивидуально вами, исходя из желаемого результата.


Средние темпы прироста морфофункциональных показателей у детей, не занимающихся спортом

Для детей, отстающих по показателям физической подготовленности, нужно отводить 60 % времени средствам общей и специальной физ. подготовки, а 40 % времени - технико - тактическим средствам.
Данная методика размеренного обучения занимающихся, основанная на подтягивании отстающих звеньев, рассчитывается только на начальные (до 12 лет) этапы обучения и не может быть использована на более поздних этапах подготовки.
Что бы отобрать действительно спортивно-одаренных детей, необходимо обучить их основам спортивной техники, обеспечить функциональную подготовку. Только в этом случае способности, подчас не выявленные при первоначальном тестировании, могут проявится.
Общую оценку потенциальных возможностей юных футболистов можно провести по схеме, представленной в таблице ниже.

Жорди Гратакос – футбольный тренер категории УЕФА Pro, консультант и бывший скаут. Сейчас он работает директором школы «Барселоны» в Москве, говорит об одаренности так, главное, что есть у любого игрока – его индивидуальные способности. У некоторых это талант. Худшее, что можно сделать – лишить этого. У кого-то отличная скорость, кто-то хорош в дриблинге, в ситуации один в один. Пусть делает то, в чём хорош.
Например, твой игрок хорош в дриблинге. И вот, начинается матч, он дважды идёт в дриблинг, теряет мяч, обрезает команду. Допустим, вы пропустили из-за него. Накричишь на него, заменишь – и он больше не пойдёт в дриблинг. Или пойдёт, но будет испытывать страх ошибиться. Пусть играет дальше. Мы же говорим о молодых ребятах, а не о матче Лиги чемпионов.

©Александр Александрович Кузнецов

Сохранить в закладках Нравится 8 2520
Мнения читателей