Квадрат, как базовая форма обучения игре в обороне

Квадрат, как базовая форма обучения игре в обороне

10 0 1453

В футбольном сообществе широко обсуждается вопрос, важно ли использовать квадраты в тренировочном процессе, и чему они могут научить.

Давайте разберемся, какая цель у этого упражнения, и чем оно может быть полезно.

Рассмотрим несколько вариантов игры в квадрат:

1.Представим квадрат 4х2 в размерах 10х10 м.

В классическом варианте игры игроки располагаются в центре каждого периметра и контролируют мяч. Задача водящих его отобрать, выбив или перехватив, без дальнейшего логического продолжения.

Тут и возникает вопрос о пользе этого упражнения!

Но если мы расположим игроков, владеющих мячом, по углам квадрата и изменим задачу водящим? Тогда меняется весь смысл упражнения, и появляется конкретная игровая цель. Действия игроков в центре в первую очередь направлены не на отбор мяча, а на закрывание пространства в центре, чтобы игроки одной пары не могли передавать мяч игрокам другой. Компактно перемещаясь, поочередно выдвигаясь и опускаясь относительно мяча, игроки защищают зону, а это уже базовый обучающий тактический момент, основанный на понимании пространства и умении действовать в структуре обороны относительно мяча, соперника и партнера. Для придания логического завершения игровым эпизодам в упражнении, можно добавить передачу мяча или выход с мячом за пределы квадрата, игроком перехватившим мяч. При этом игроки потерявшие мяч должны воспрепятствовать этому.

Дозировать нагрузку можно сменой игроков по парам. Использовать это упражнение можно на начальной стадии обучения пониманию пространства и действиям в структуре обороны.

Игрок оказывает давление на игрока с мячом, не выдвигаясь высоко, и старается перекрыть линию передачи по вертикальной траектории, второй игрок перекрывает диагональную траекторию передачу мяча, смещаясь чуть в центр. При передаче мяча партнеру по горизонтали, игроки быстро меняются ролями.

2. Следующий вариант, который предлагаю рассмотреть, это квадрат 5х2 образованный из двух смежных квадратов 10х12м.

Игроки располагаются по-другому: по одному игроку нападения в центре периметров и один в центре, два защитника, как и в первом квадрате, располагаются в центре. Задача защитников остается прежней, только с учетом игрока в центре. Дозировать нагрузку можно сменой игроков в парах. Использовать это упражнение можно так же на начальной стадии обучения пониманию пространства и действиям в структуре обороны.

Игрок оказывает давление на игрока с мячом, не выдвигаясь высоко, и старается перекрыть линию передачи по вертикальной траектории, второй игрок перекрывает диагональную траекторию передачу мяча, смещаясь чуть в центр, закрывая игрока в центре. При нахождении мяча у игрока, расположенного на маленьком периметре, защитники располагаются равномерно в центре, контролируя игрока в центре.

Оборонительная тактика в значительной степени зависит как от индивидуальных действий, так и от координации этих действий с партнерами, основанной на понимании пространства. Если это можно развивать с помощью квадрата, то в нем определенно есть смысл.

На вопрос «Что такое оборона?» Йохан Кройфф (тренер Барселоны 1988-1996 гг.) сказал: «Что такое игра в обороне? Люблю приводить один пример – мы выиграли Лигу чемпионов и 4 чемпионства с Куманом и Гвардиолой в составе. Вы не найдете лучших примеров игроков, которые не могут защищаться в традиционном понимании этого слова, чем эти двое. Но они играли в сердце обороны. Так что же такое игра в обороне? Игра в обороне – это вопрос пространства, которое нужно защищать. Если меня заставят защищать огромный сад, я - худший защитник в мире. Если я защищаю небольшую зону, я - лучший защитник».

Защита небольшой зоны, чем вам не игра в квадрат?

3. Еще один вариант упражнения, так называемая комбинированная форма, тоже реализуется на квадрате 4х2 образованном из двух смежных квадратов 8х8 м или 10х10 м. и промежуточной зоной 1 м.

Когда один игрок закрывает пространство, другой оказывает давление на игрока, владеющего мячом.

Игрок, расположенный в центральной зоне не может, переходить в зону атаки, а действовать по мячу, перемещаясь относительно его и перекрывать линию передачи, дальнему игроку соперника, При переходе мяча из квадрата в квадрат, защитники меняются местами и функциями.
Дозировать нагрузку можно сменой игроков по парам.

Использовать это упражнение можно так же на начальной стадии обучения пониманию пространства и действиям в структуре обороны.

В дальнейшем постепенно увеличивая количество игроков в каждой позиции, усложняя форму квадрата и располагая квадрат в определенных участках футбольного поля, где наиболее характерно проявление обучающего действия, мы постепенно выстраиваем игру в обороне в целом.

Кроме того, в ходе выполнения квадратов, необходимо акцентировать внимание на быстрое переключение внимание и действия после потери или отбора мяча, т.е. на фазу перехода.

Подобрать основное упражнение, направленное на фазу перехода, сложно, мне кажется даже не возможно. То любые формы квадратов даже, широко обсуждаемые, квадраты 4х2 или 5х2 в традиционном понимании хорошо подходят для обучения этому действию.

Как видите, изменяя структуру квадрата, и игровые задачи, акцентируя внимание на том, что действительно пригодится в игре, сразу становится понятно, что простые квадраты могут являться базовой формой обучения техническому или технико–тактическому действию.

В завершении хочу сказать:

В каждом упражнении можно найти обучающий момент, естественно, с учетом возрастной специфики. Достаточно подойти творчески и правильно расставить акценты.

Сохранить в закладках Нравится 10 14530
Мнения читателей