Необходимый навык любому футболисту | Сканирование
ТРЕНЕРУДетско-юношеский

Необходимый навык любому футболисту | Сканирование

10 3 1100

Арсен Венгер говорит о том, что у великих игроков «голова подобна сканирующему радару», и в молодом возрасте нужно как можно больше работать над общим восприятием и принятием решений.

Выступая на саммите в Париже, легендарный менеджер «Арсенала» сказал: «Проблема футбола заключается в том, что вы учитесь играть обратным путем (что неверно): сначала исполнение действия, затем принятие решений и восприятие в самом конце.

«Я потерял множество прекрасных игроков, потому что во время игры они были сосредоточены на мяче и не видели, что происходит вокруг них. Великие игроки отводят свое внимание от мяча, их голова похожа на сканирующую систему.

«После того, как в их мозгу закрепляется схема нам, тренерам, очень трудно это изменить. Невероятно, но важно не вредить процессу восприятия юных игроков, потому что на начальном этапе с 5 до 12 лет они изучают технику исполнения.

«Как игрок, всякий раз, когда я получаю мяч, я должен анализировать, затем принимать решение и, наконец, приводить его в действие. Восприятие играет огромную роль в этом. Я работал с университетом в Норвегии, чтобы определить, как я могу улучшить способность восприятия ситуации.

«По сути, я пришел к выводу, что речь идет о получении как можно большего количества информации, прежде чем я завладею мячом. Я называю это «сканирование». Я пытаюсь понять, что происходит с игроком за 10 секунд до того, как он получит мяч, сколько раз он получает эту информацию и каково качество информации, которую он получает. Это зависит от его позиции.

«Что интересно, топовые игроки оценивают пространство 6-8 раз за 10 секунд прежде чем получают мяч, а обычные – 3-4 раза. Это значительная разница для эффективной игры.

«Однако, гораздо важнее - проанализировать качество восприятия и принятия решений. Моя задача состоит в том, чтобы мои игроки знали, какой вариант в данный момент является лучшим, и каждый раз принимали оптимальное решение.

«Игрок должен оценить и решить. Когда он решил, он должен сделать лучшее возможное действие. Это означает компромисс между риском упустить и успешно переместить мяч».

СКАНИРОВАНИЕ

Работа, на которую ссылался Венгер, принадлежала доктору Гейру Джордет из Норвежской школы спортивных наук.

Джордет является мировым авторитетом в области «сканирования» и защитил магистерскую и докторскую диссертации о роли визуального восприятия, осознания и предвидения ситуации в высококлассных выступлениях.

В рамках этого исследования он выбрал 250 игроков и проанализировал, что они делали, прежде чем получили мяч. Стивен Джеррард показал выдающиеся результаты, проводя 0,61 исследования в секунду; Фрэнк Лэмпард еще лучше, с 0,62 исследованиям в секунду; и результат барселонского Хави зашкаливает - 0,83 исследования в секунду.

В интервью «The Guardian» 2011 года испанский полузащитник объяснил: «Я смотрю всегда - весь день. Люди, которые не играли, не всегда понимают, насколько это сложно.

Цитата:
«Пространство, пространство, пространство. Это как игра в PlayStation. Я думаю ‘Черт! Защитник здесь, играй там’».

Как объясняет Бен Литтлтон в своей выдающейся книге «Край», Джордет разделил 118 полузащитников и нападающих на три группы - с низким, средним и высоким уровнем анализаторских способностей.

Было установлено, что показатель уровня прохождения передачи у высокорезультативной группы составляет 81% по сравнению с 64% у низкорезультативной. В следующей выборке из 55 игроков, у игроков с высокими анализаторскими показателями было 75% успешных передач вперед по сравнению с 41% у игроков с низким уровнем.

Джордет привел в пример следующий видеоролик - из домашней победы «Челси» со счетом 5: 0 над «Блэкберном» в октябре 2009 года - как выдающийся пример анализаторских способностей. Лэмпард смотрит вокруг 10 раз за семь секунд до получения мяча. Затем он обходит соперника, приближение которого он видел перед тем, как разыграть мяч, демонстрируя то, что для его противников казалось шестым чувством.

Как этому учить?

Джордет наткнулся на Лэмпарда и спросил его, почему он так хорош в сканировании. Полузащитник сборной Англии был слегка озадачен и ответил: «Думаю, я родился с ним».

Как указывает Литтлтон в Edge, это может быть проблемой с элитными игроками (и почему они часто делают плохих экспертов) - они часто не могут объяснить, почему они хороши в чем-то, потому что они делают это интуитивно.

Однако, когда норвежец спросил руководителя Академии Вест Хэма Тони Карра об особом умении Лэмпарда, он осветил его.

«В первой игре, в которую Фрэнк играл за« Вест Хэм », его отец сидел на трибунах и все время кричал на сына», - объяснил Карр. «Он каждый раз говорил одно и то же:« Картинки! Картинки! » просто хотел, чтобы у Фрэнка была картинка в голове, прежде чем он получил мяч ».

TGG позвонил бывшему ассистенту West Ham Фрэнку Лэмпарду Снр, чтобы узнать больше об этом.

«Я не знал, что это называется сканированием, но я знал, что это очень важно, с моей собственной игровой карьеры [он играл 551 раз за« Вест Хэм »и дважды за Англию]», - сказал Лэмпард Снр.

Цитата:
«Вот почему я подсказывал «Крути головой» Фрэнку со стороны. Теперь я могу вспомнить это. Я, вероятно, раздражал его, но я знал, что это важно».

«Все топовые игроки делают это на автоматизме. У них это выглядит естественно, потому что это тренируется с юных лет.

«Это важно, потому что чем выше уровнем футбол, чем он быстрее, тем меньше времени у вас подумать. Вам нужно собрать всю информацию, которую вы можете получить до того, как получите мяч, чтобы вы могли быстро принимать решения, как только получите его».

Использование этой технологии

Фрэнк Лэмпард старший учил своего сына сканированию 30 лет назад, как это делал Харрисон в «Манчестер Юнайтед». Теперь технологии могут сыграть свою роль.

Энди Этчес, спортивный директор элитного футбольного продукта виртуальной реальности Mi Hiepa, рассказал нам, что у них есть две конкретные тренировки, основанные на восприятии и принятии решений.

«Дело не только в том, чтобы двигать головой, - сказал Этч TGG, - главное, чтобы игрок видел предметы и принимал решения на основе этого».

«С помощью Mi Hiepa мы можем напрямую измерять то, что видят футболисты, посредством отслеживания положения головы и глаз. Мы можем добавлять сценарии матчей, ложное давление и отвлекающие факторы».

«Тогда у нас есть биометрические маркеры, которые мы можем измерить и отследить. Мы увидели, что лучшие игроки выдающиеся в восприятии и принятии решений, и, как говорит Арсен Венгер, это то, чему нужно учиться в молодом возрасте».


Ещё больше полезной и необходимой информации в библиотеке

Сохранить в закладках Нравится 10 11003
Мнения читателей
Виталий Карпин

Одно из лучших что читал за последние время!
Спасибо!!!

Показать полностью…
Виктор Тестоедов

Виталий Карпин, Наши редакторы стараются для Вас. Надеемся, что в скором времени большая часть тренеров России поймет, что только на нашем ресурсе выкладываются лучшие материалы

Показать полностью…
Михаил Хмара

В этом и есть смысл игры как таковой. Действие-противодействие. Нужно видеть и понимать, что предлагает оппонент, и что ему можно противопоставить. Это и есть игра. Проблема в том, что мы детей учим не играть, а выполнять технические элементы

Показать полностью…