Особенности практики Палаты ФИФА по разрешению споров
Право

Особенности практики Палаты ФИФА по разрешению споров

2 0 116

Тезисные выдержки из решений Палаты ФИФА по разрешению споров, которые позволят понять особенности ее компетенции, а также правила внесения арбитражной оговорки в трудового договор между футболистом (тренером) и клубом, а также требования к формированию национального органа по разрешению споров в сфере футбола.

КОМПЕТЕНЦИЯ ПАЛАТЫ ФИФА – ОБЩИЕ ПРАВИЛА

1. Наличие иностранного элемента в спорте:

Регламент по статусу и переходу игроков ФИФА (ст. 22)
► п. a) трудовые споры между игроком и клубом, касающиеся поддержания контрактной стабильности, где был запрос на международный трансферный сертификат.
► п. b) трудовые споры между игроками и клубами разных ассоциаций (трудовой характер, иностранный элемент определяется по гражданству футболиста, а не по его регистрации)
► п. d) споры о компенсации за подготовку и по механизму солидарности, между клубами разных ассоциаций
► п. e) споры по механизму солидарности (в терминологии ФИФА) между клубами одной ассоциации на основе международного трансфера
► споры о компенсации за подготовку (в терминологии ФИФА) между клубами одной ассоциации на основе международного трансфера

2. Сторона спора - субъект футбола:

► Клуб, профессиональный или любительский, должен выступать под эгидой ассоциации, являющейся членом ФИФА (подтверждается ассоциацией)
► У футболиста письменный договор с клубом в период, к которому относится спор (ст. 2 п. 2 Регламента)
► Договоры (в т. ч. трехсторонние) клубов и игроков с банками, материнскими компаниями, спонсорами и т. п. - как правило, не подпадают под компетенцию ФИФА.

3. Срок давности не истёк:

► 2 года с момента события возникновения спора (не с окончания контракта).
► Срок давности применяется к предмету спора, а не к доказательствам.
► Истечение срока давности устанавливается по инициативе Палаты ФИФА (ex officio).

4. Стороны не обратились в иной орган:

► Если спор уже рассматривается (lis pendens) или рассмотрен (res judicata) в другом органе (CAS, национальный арбитраж, гражданский суд и т.п.) – основание для установления отсутствия компетенции ФИФА.
► Устанавливается совпадение предмета спора (по требованиям) и сторон
► В случаях неопределенности возможно обращение ФИФА к соответствующей национальной ассоциации о статусе рассмотрения того или иного спора.
► Ответчик не оспаривал компетенцию другого органа в ходе спора, и этот орган установил свою компетенцию в отношении спора (не отказал по причинам отсутствия компетенции или по причинам рассмотрения дела в Палате ФИФА).

5. Особые случаи:

Иногда спор рассматривается повторно во исполнение апелляционного
решения CAS, который возвращает дело в Палату ФИФА и ограничивает компетенцию Палаты конкретными вопросами.

Ст. 22 п. "b" Регламента ФИФА устанавливает исключение в виде наличия арбитражной оговорки в контракте:
«…the aforementioned parties may, however, explicitly opt in writing for such disputes to be decided by an independent arbitration tribunal that has been established at national level within the framework of the association and/or a collective bargaining agreement. Any such arbitration clause must be included either directly in the contract or in a collective bargaining agreement applicable on the parties. The independent national arbitration tribunal must guarantee fair proceedings and respect the principle of equal representation of players and clubs»

► Наличие национального юрисдикционного органа недостаточно для того, чтобы Палата ФИФА установила отсутствие своей компетенции – Стороны должны включить в контракт арбитражную оговорку, устанавливающую компетенцию этого органа
► Ответчик должен прямо оспорить юрисдикцию ФИФА, активируя оговорку
► Арбитражная оговорка и национальный орган должны пройти экспертизу Палаты на соответствие требованиям ФИФА.

ТРЕБОВАНИЯ К АРБИТРАЖНОЙ ОГОВОРКЕ:

►ЯСНОСТЬ – вопрос юридической техники: релевантность (выбор именно юрисдикции, а не применимого права, например), отсутствие ошибок («Royal Italian…»), отсутствие нераскрытых необщепринятых сокращений, отсутствие пространных рассуждений, правильный перевод на язык ФИФА.

►КОНКРЕТНОСТЬ – прямое указание на конкретный и существующий национальный орган, полное его наименование должно совпадать в оговорке и национальных документах, регулирующих его создание и компетенцию (отсылка, например, к «уполномоченным органам РФС» не конкретна).

► ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ – безальтернативность национального органа, выбранного сторонами, недвусмысленное исключение юрисдикции ФИФА

Пример действительной оговорки:
«Споры из настоящего договора подлежат разрешению исключительно в Палате по разрешению споров Российского Футбольного Союза».

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ОРГАНА

► Юрисдикционный орган должен быть учрежденным, сформированным и действующим
► Наличие юрисдикции по трудовым спорам с иностранным элементом
► Принцип равного представительства: одинаковое количество арбитров, выдвинутых клубами и футболистами при формировании национального юрисдикционного органа (например, представители от клубов могут выдвигаться лигами или клубными ассоциациями, от игроков - профсоюзами).
► Соблюдение принципа равного представительства должно быть реальным (например, принцип не соблюден, если до утверждения профсоюзом кандидатов в орган, представители игроков назначаются исполкомом ассоциации)
► Независимый председатель (как правило, выборная фигура - ст. 3.1 п. а) Регламента ФИФА по стандартам национальных палат по разрешению споров)
► Вопрос о включении в состав национальных органов арбитров от других субъектов футбола (тренеры, ассоциации футзала, женского футбола и т.д.)
► В УЕФА Минимальные стандарты к контрактам профессиональных футболистов (утв. Меморандумом о взаимопонимании между УЕФА и ФИФПро 2012 года): принцип равного представительства работников и работодателей
► Если на национальном уровне предусмотрена вторая инстанция, то она также должна соответствовать принципу равного представительства.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОЙ ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ СПОРА НАЦИОНАЛЬНЫМ ОРГАНОМ:

Циркуляр ФИФА № 1010 от 20.12.2005 и Регламент ФИФА по стандартам национальных палат по разрешению споров (утв. ФИФА в 2007 году):
► Паритет арбитров от клубов и футболистов при назначении состава на дело
► Независимость и беспристрастность арбитров
► Право на справедливое слушание
► Состязательность процедуры
► Одинаковое отношение к обеим сторонам
► Возможность обжалования решения в другой независимый орган (например, вторая инстанция, национальный арбитраж или CAS)

БРЕМЯ ДОКАЗЫВАНИЯ

Ответчик несёт бремя доказывания по следующим вопросам:
I. Доказывание действительности оговорки.
II. Подтверждение соответствия национального органа требованиям.
III. Обеспечение в нем справедливой процедуры рассмотрения спора.

Т.е. Ответчик помимо аргументации должен предоставить (в переводе на официальный язык ФИФА):
► текст арбитражной оговорки
► документы, регулирующие формирование и деятельность
национального юрисдикционного органа (документы
ассоциаций или коллективное соглашение)
► позицию по существу спора (в случае установления
компетенции ФИФА спор рассматривается на том же
заседании Палаты).

Если существует сложившаяся практика Палаты ФИФА о признании юрисдикционных органов отдельных ассоциаций (Португалия, Боливия, Мексика и др.), сторонам направляется об этом уведомление.

Вывод:

Учреждение национального юрисдикционного органа, надлежащим образом сформированного, независимого и обеспечивающего справедливую процедуру, органа, который будет достоин рассматривать споры с иностранным элементом - решение национальной ассоциации и зона её ответственности.
Но в рамках конкретного спора, находящегося на рассмотрении ФИФА, доказывание характеристик этого органа - это ответственность сторон (конкретного клуба, футболиста).
Иными словами, практика признания национального органа соответствующим требованиям ФИФА формируется во многом в зависимости от качества позиции Ответчика по конкретному делу.

Таким образом, если национальная ассоциация заинтересована в формировании практики признания своего юрисдикционного органа, она должна не только соблюсти требования при его формировании и регламентации его работы, но и вести проактивную информационную работу среди футбольных юристов, обеспечивая их единообразной и квалифицированной аргументацией в поддержку своего органа.

Сохранить в закладках Нравится 2 1160
Мнения читателей