Особенности психолого-педагогической деятельности тренера
ТРЕНЕРУПсихология

Особенности психолого-педагогической деятельности тренера

2 2 318

В статье приводятся специфические характеристики футбола, как командного вида спорта. Отмечается большое значение психологического аспекта подготовки спортсменов. Рассматриваются возможности повышения качества психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности футболистов.

Читать статью: Последствия постоянной замены в детском возрасте


Среди многочисленных видов спорта, которые культивируются в системе физического воспитания, футбол занимает одно из ведущих мест. Трудно назвать другой вид спорта, который мог бы соперничать с ним в популярности.

В настоящее время футбол – это не просто особый вид человеческой деятельности, это социальное действие и явление, которые содействуют росту престижа, как отдельных персон, так и общества, команды и государства в целом, что повышает значимость подготовки квалифицированных специалистов в этой области.

Уровень успешности спортивной деятельности в футболе, как и в любом другом командном виде спорта, создается благодаря взаимоотношениям в моделях «спортсмен – тренер», «спортсмен – команда», «спортсмен – спортсмен» при ведущей обобщающей роли «спортсмен – тренер». Эти взаимоотношения могут по-разному отражаться на эффективности соревновательной деятельности коллектива, независимо от их возрастной категории.

Своеобразной приметой времени является приток зарубежных футболистов, повышающий одновременно уровень внутрикомандной конкуренции и степень психологического давления на российских спортсменов. Становится очевидной необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности футболистов.

На современном этапе развития футбола в России остро стоит проблема воспитания высококвалифицированных специалистов в области спорта, в частности, тренеров по футболу, осуществляющих личностно-ориентированный подход и грамотное психолого-педагогическое сопровождение тренировочного процесса в спортивных организациях.

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития личности взрослого или ребенка

Полноценное развитие спортсмена складывается из двух составляющих:

  • реализация тех функциональных возможностей, которые подростку открывает
    данный этап возрастного развития;
  • реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда [5]. И эта составляющая очень важна для становления будущего профессионального спортсмена.

Необходимо также учитывать специфику спортивной специализации. Очевидно, что стратегия психолого-педагогической подготовки в индивидуальных видах спорта, к примеру, легкоатлетов, отличается от стратегии подготовки футболистов. В первом случае – это один спортсмен, одна личность, а во втором – единый коллектив, который состоит из множества индивидуальностей со своими психологическими особенностями.

Характеризуя футбол как игровую спортивную деятельность Н.М. Люкшинов (2006) выделяет следующие специфические особенности:

  • командный характер деятельности;
  • необходимость взаимодействия с партнерами;
  • обязательное наличие у спортсменов хорошего развития таких спортивно важных психических процессов, как произвольное внимание, оперативная память, тактическое мышление, стрессовая устойчивость;
  • высокая динамично-взрывная работа организма спортсмена в режимах максимальной интенсивности;
  • подчиненность игровому амплуа, требований к действиям, отдельного игрока
    общекомандным задачам и целям;
  • сложность действий футболистов;
  • необходимость единоборства в тесном контакте с соперником;
  • частые скоростные перемещения игроков на достаточно большие расстояния, прыжки, рывки, финты;
  • чередование успехов и неудач;
  • зависимость успешной деятельности команды от согласованности действий партнеров между собой, четкого распределения игровых функций, взаимозаменяемости и взаимовыручки на поле;
  • наличие большего количества зрителей и публичности соревнований;
  • общественная значимость игры;
  • интерес к футболу со стороны прессы, болельщиков, широкой общественности
    и средств массовой информации;
  • частые переезды, игры на чужом поле.

Формирование фундамента общей и специальной физической подготовки и становление личности спортсменов-футболистов происходит в категории детско-юношеского спорта. Поэтому ставится задача реализации психологической подготовки юных спортсменов и футболистов разного возраста.

Вместе с тем, известно, что в профессиональный спорт попадает не большое количество выпускников футбольных школ, большинство же заканчивают их и к 18 годам прекращают играть. Хотелось бы понять причины этого явления.

Российская система подготовки молодых футболистов отличается от зарубежной системы большим объемом нагрузок с «выводом» на функционально-физиологический пик к 17 годам. Подготовка осуществляется преимущественно в спортшколах и специнтернатах, в условиях специального обучения с авторитарным стилем управления и отрыва от семьи, что может влиять деструктивно на подростка и приводить к резкому снижению мотивации в плане продолжения занятий спортом. Поэтому важно не допустить случайных педагогических ошибок и неосторожных поступков, учитывая, что в психологическом аспекте одно из общих возрастных качеств спортсмена-футболиста – это необходимость в самоутверждении, которое формируется в процессе тренировочной работы.

Достаточно полную оценку результата совместной работы педагога и ученика можно дать к 15 годам. Переход из юниорского возраста во взрослый предъявляет высокие требования к психологической подготовленности юноши. Только четко составленный и правильно организованный тренировочный процесс совместно с профессиональным психолого-педагогическим сопровождением является той важной основой, которая поможет вывести спортсмена на высокий уровень готовности. Реализовать всю психологическую программу сопровождения спортивного резерва практически невозможно без участия спортивного психолога. Однако на практике к помощи спортивного психолога обращаются очень редко, а на постоянной основе эти специалисты в спортивных организациях фактически не работают. Таким образом, психологический аспект подготовки спортсменов остается дефицитарным.

В таких условиях нам представляется возможным повышение эффективности подготовки спортивного резерва за счет повышения качественного уровня психолого-педагогического образования будущих тренеров по футболу. Этого можно добиться за счет введения в учебные планы подготовки специалистов и магистрантов вузов физкультурного профиля спецкурсов по психолого-педагогическому сопровождению спортсменов командных видов спорта. Профессиональное и грамотное психолого-педагогического сопровождение поможет изменить отношение к себе у тех футболистов, которые недооценивали свои возможности и создать благоприятный психологический климат в команде, что должно положительно отразится на спортивных результатах.

Сохранить в закладках Нравится 2 3182
Мнения читателей
Marina Kitaeva

Кто автор материала? Как я поняла, это перепечатка? Источник? Автор?

Показать полностью…
Football Study

Marina Kitaeva, Шамардин А.А. Статья из "Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018."

Показать полностью…