ПРОБЛЕМНО-ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ - НОВЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
ТренерамДетско-юношеский футбол

ПРОБЛЕМНО-ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ - НОВЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

20 4 992

Современные тенденции развития футбола повышают требования к методике подготовки футболистов. В настоящее время футболист обучаемый становится более востребованным, чем футболист обученный .

Самый распространённый метод подготовки футболистов - это репродуктивный метод подготовки, где тренер сам формулирует цели и задачи тренировки, определяет методы и средства подготовки, прогнозируя при этом конечный результат. Таким образом, функция футболиста сводится к тому, чтобы запомнить задание, понять смысл и воспроизвести на площадке полученную информацию. В традиционном подходе к тренировочному процессу приоритет отдаётся передаче футболисту максимального объёма знаний, умений и навыков (ЗУН), что в итоге должно привести к формированию базы для саморазвития. Технология проблемно-эвристических методов обучения также предполагает передачу футболистам значительного объёма ЗУН, при этом знания являются не самоцелью, а средством развития спортивного мышления и игровых навыков футболистов.

Прообразом проблемно-эвристического обучения (далее ПЭО) является метод Сократа, который вместе с собеседником путём особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Почему в термине «Проблемно-эвристическое обучение» мы применяем два понятия: «Проблемное обучение» и «Эвристическое обучение»? И в том и другом методе решение задачи строится на системе методов и средств, которые предполагают создание (под руководством тренера) проблемных ситуаций и самостоятельную деятельность футболистов. Отличие в том, что в проблемном обучении спортсмены «наводятся» на известное решение или направление поставленной задачи тренировки, а эвристический подход ориентирует на достижение неизвестного заранее результата.

«Обучение в традиционном виде, - пишет М.И.Махмутов –один из основоположников проблемного обучения, - это передача опыта старших поколений молодому поколению». Целью ПЭО является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции ориентированной на конструировании навыков в сопоставлении с известными спортивными достижениями и мировыми тенденциями в тренировочном процессе. В процессе ПЭО футболисты знакомятся с классическими подходами специалистов, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала.

К примеру, футболистам, которые только начали заниматься футболом, на первой тренировке с целью объяснить, что такое футбол показывают видео, где демонстрируется отрывок футбольного матча. Тренер задает вопрос: «Дети вы знаете, что такое футбол?», дети, конечно, отвечают: «Да, знаем». Тогда тренер просит детей доказать ему, что на видео, которое они сейчас посмотрят, будут показывать именно футбольный матч. Футболисты получили задание, выполняют его, а затем идет обсуждение. Почему данное занятие можно обозначить как пример применения ПЭО?

Суть ПЭО заключается в следующем: перед футболистами ставится познавательная задача (например, доказать, что пять минут игры, которой они увидят можно назвать футболом) и футболисты (при непосредственном участии тренера или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения. ПЭО футболистов не предполагает предварительных умений действия по определённому шаблону. Наоборот, репродуктивная (в нашем случае -
традиционная) система подготовки футболиста, если она предварительно осваивается и закрепляется, отрицательно влияет на возможность дальнейшего творчества, создавая у воспитанников шаблонные представления о требуемом результате тренировки. Репродуктивные методы обучения могут способствовать развитию только в том случае, когда с его помощью футболисты осваивают способы, но не содержание тренировочного процесса.

Важно также отметить, что существуют четыре уровня постановки задачи в ПЭО:

1. Тренер сам ставит задачу (проблему) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении футболистов.
2. Тренер ставит задачу, футболисты самостоятельно или под его руководством находят решение. Тренер направляет футболиста на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.
3. Футболист ставит задачу, тренер помогает ее решить. У спортсмена воспитывается способность самостоятельно формулировать задачу (проблему).
4. Футболист сам ставит задачу (проблему) и сам ее решает. Тренер даже не указывает на задачу (проблему): спортсмен должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. (Что благотворно влияет на индивидуальную работу и самоанализ спортсмена)

Такой метод обучения используется в Американском футболе и хоккее, Канадском хоккее, Испанском футболе, Немецком футболе на всех уровнях подготовки, как спортсменов, так и тренеров.

Стоит отметить, что ПЭО не может являться, единственны методом обучения в арсенале тренера. Однако как показывает опыт использования ПЭО в выше перечисленных странах, с этого метода должно начинаться изучение любого блока тактического или технического характера. Первые теоретические познания в технике и тактике футболисты должны получать именно с помощью ПЭО, а затем для проработки знаний можно переходить к традиционным методам обучения. То есть всякий раз, когда нужно что-то изучить с футболистами тренеру лучше начинать с ПЭО, а для оттачивания изученного можно вернуться к традиционным методам.
По мнению М. И. Махмутова, проблемное обучение (ЭО) не может заменить всего обучения, но без принципа проблемности обучение не сможет быть развивающим. Очень часто тренеры отказываются применять ПЭО в силу того, что подготовка к тренировочному процессу становиться слишком сложной, приходится обдумывать каждую деталь, выверять каждое слово и действие. Но на самом деле если применять ПЭО ко всей тренировке, то есть ко всем упражнениям, то это будет создавать перекос в сторону тактико-технического обучения, при этом скоростно-силовая часть тренировочного процесса будет страдать. Задача тренера создать такие условия для спортсмена, в которых и его физиология и его психика будут развиваться гармонично.

Принципы ПЭО должны абсолютно точно соблюдаться тренером в тех случаях, когда он ставит перед собой цель научить чему-то новому либо повторить пройденный материал. При таком подходе, напротив, тренер получит мощный инструмент в качестве ПЭО, который поможет ему с одной стороны быстро, а с другой стороны эффективно обучить спортсменов новому материалу.

ПЭО приводит также к развитию не только спортсменов, но и тренеров, которым приходится организовывать тренировочный процесс часто в ситуациях «незнания» истины.

Много сказано и написано о том, как важны коммуникации в построении спортивных коллективов, как важно уметь тренеру правильно общаться со спортсменом и т.д. Но при этом зачастую не соблюдаются простые правила общения на тренировки. Важно понимать, что тренировка, в которой используется ПЭО, до 50% будут состоять из общения тренера со спортсменом. Такое непривычное для многих тренеров соотношение (50% говорим, 50% работаем) обусловлено, прежде всего, тем, что в процессе применения ПЭО спортсмены сами ставят себе задачу и сами ее выполняют.

Еще Эйнштейн утверждал, что в своей научной деятельности на постановку проблемного вопроса из часа работы им тратится 55 минут, а оставшихся пяти бывает достаточно для нахождения ответа . Как сама постановка задачи, так и ее самостоятельное выполнение будет приводить к возникновению ошибок. Ведь спортсмен все пробует сам, и найти правильное решение задачи с первого раза практические не возможно.

В психологии есть понятие «рамки» объясняется оно очень просто, наше сознание запоминает лучше всего начало и конец какого либо процесса. Исходя из этой особенности нашей психики, важно не пренебрегать общением со спортсменами в начале тренировки и по ее окончании. Ошибки, неточность в действиях не должны оставаться без внимания тренера. В каких - то случаях выполнение упражнения должно сразу прерываться и обсуждаться неправильное действие, в каких-то случаях обсуждение допустимо только после выполнение всего задания или даже по окончанию тренировки. Обращаю внимание, сколько бы не было спортсмену лет, при использовании ПЭО общение с элементами рефлексии является самой важной составляющей.

Проанализировав данные по использованию ПЭО в тренировочном процессе футболистов, можно утверждать, что на сегодняшний день проблемное -
эвристическое обучение является перспективным в сочетании с традиционными методами обучения при тренировки футболистов.

Сохранить в закладках Нравится 20 9924
Мнения читателей
Юрий Анд

В общем понятно. Но хотелось бы , что бы автор привел примеры таких тренировок.

Показать полностью…
Дмитрий Николаев

Юрий Анд, Готов привести примеры или принципы их построения. Принцыпы гораздо важнее чем примеры. Каждая тренировка готовится индивидуально.

Показать полностью…
Юрий Анд

Дмитрий Николаев, мне понравилась статья.Она подходит как раз мне. ...Некоторые родители мне предьявляют-- почему вы не подсказываете детям ,как другие тренеры ? Я ответил -- не хочу что бы они тупыми стали. А если не нравится --идите до другого тренера. Уже не раз объяснял им , что сейчас для них надо.А некоторым победы давай.

Показать полностью…