КУЛЬТУРА ТРЕНЕРА
ТРЕНЕРУДетско-юношеский футбол

КУЛЬТУРА ТРЕНЕРА

4 2 321

Автор "Кафедра ТиМ Футбола

Тренер это не только профессиональный “изготовитель” разрядников и чемпионов, но также наставник, не просто имеющий дело с людьми, личностями, но и педагог, обязанный эти личности формировать, воспитывать. При этом вопросы воспитания и самовоспитания, проблема культуры в равной мере относятся как к спортсмену, так и к самому тренеру.

Культура тренера складывается из компонентов общей и профессиональной культуры, тесно взаимосвязанных между собой.
Общая культура тренера не имеет никакой профессиональной специфики, ее компоненты восходят к общечеловеческим культурным ценностям, которые, однако, не менее важны для педагога, чем компоненты чисто профессиональной его культуры. В очень краткой форме напомним, о чем здесь должна идти речь.

Мораль, нравственность, этика— три важнейших категории, определяющих принципы и нормы существования человека в социуме.

Мораль — это принятые всем обществом нормы поведения человека в социальной среде.

Нравственность — моральные нормы и принципы само¬оценки, принятые человеком в отношении самого себя как члена общества.

Наконец, этика — сумма правил поведения человека в обществе в соответствии с принятыми моральными и нравственными нормами.
В рамках этой триады понятий находятся практически и все другие показатели общей культуры человека.

Духовная культура предполагает приверженность человека к нематериальным ценностям — идеологии и идеалам, истории, философии, религии, эстетике, искусствам и др. Духовно развитой человек не ограничен сферой профессиональных, материальных пристрастий, это человек, имеющий разнообразные интересы, много читающий, размышляющий, имеющий небанальные пристрастия в искусстве и общественные интересы.

Образование — один из факторов общей культуры, определяющий степень социализации человека, хотя вовсе и не определяющей его духовной культуры и воспитанности. Можно быть весьма образованным, но малокультурным человеком, и наоборот — не иметь формального образования, но обладать глубокой внутренней культурой. Показателем образованности человека является его продвинутость (в соответствии с возрастом) в приобретении как общих, так и профессиональных знаний, умений, навыков, владение основами современных наук, необходимой грамотностью, правильной речью, общей эрудицией.

Культура поведения — внешний признак общей культуры, в котором отражаются усвоенные человеком навыки общения, эмоциональных проявлений, речи, бережного отношения к природе и др. Культурные нормы требуют, чтобы человек умел общаться, не противопоставляя себя другим, был скромен, самокритичен, доброжелателен. Очевидно, что грубость, жестокость, равнодушие к чужим несчастьям, злорадное отношение к неудаче партнера (в том числе в спорте) — признаки низкой культуры и примитивной душевной организации человека. Культурный человек умерен в эмоциях, тактичен, терпим к чужим промахам.

А.П. Чехов говорил, что культурен не тот, кто за столом не проливает соус, а тот, кто не замечает этого у других. Ему же принадлежит мысль о том, что истинно воспитанный человек ведет себя достойно, не позволяет себе ничего вульгарного не только “при свидетелях”, находясь в обществе, но и оставаясь наедине с самим собой.

Телесная культура проявляется в отношении человека к собственной гигиене, одежде, физическому развитию, состоянию здоровья.

Современный человек должен понимать, что пренебрежительное отношение к таким вещам, как обусловленные ленью преждевременная физическая дряблость, плохая осанка, неряшливая походка, запущенные зубы и прочее — такое же проявление низкой культуры, как неграмотная речь или незнание всем известных литературных шедевров. Излишне говорить также, что изъянами в общей культуре (или пороками) являются, безусловно, пристрастие к курению, злоупотребление алкоголем, не говоря уже о наркотиках, а также нравственно окрашенные отклонения в сексуальной сфере.

Все названные компоненты общей культуры в равной мере необходимы тренеру и его воспитанникам с той лишь оговоркой, что мера связанная с этим требованием изменяется в зависимости от возраста и интеллектуального развития человека: если к тренеру и его взрослым ученикам эти требования применяются в полной мере, то в работе с детьми, подростками они адаптируются сообразно периоду их развития.
Насколько современное состояние спорта соответствует описанным выше требованиям общей культуры тренера и спортсмена? Попробуем ответить на этот вопрос словами выдающейся фигуристки Ирины Родниной. Она говорит: “Теперь, по-моему, соревнуются не столько спортсмены, сколько тренеры: кто скорее сумеет распознать способности своего ученика и - простите за неблагозвучное словцо - натаскать его на результат. Вышел, победил — и на том спасибо. На очереди дарования. Прежде лидер в спорте был нравственным понятием. Сейчас лидерами называют механических солдатиков, лучше других овладевших некой суммой сложных двигательных навыков. А публике неинтересны такие лидеры. Публике нужен образец для подражания. Ей хочется видеть в спорте борьбу идей и сильных, зрелых, ярких личностей. Не находя искомого, она разочаровывается. Вот и получается: технические результаты растут, а интерес к спорту неуклонно падает. Убеждена: большой спорт скоро зайдет в тупик, если мы не сумеем вернуть ему изначальное — воспитательное! — назначение, если долгая и кропотливая работа по формированию личности спортсмена будет подменяться погоней за престижным результатом”.

Профессиональная культура тренера— понятие условное. Она предполагает профессиональную оснащенность тренера, полноту его познаний, умений и навыков, позволяющих вести работу на высоком качественном уровне, соответствующем современным требованиям теории, методики и передовой практики спорта. “Профессионально культурный” тренер работает, в принципе, как и всякий другой, но всё, что он делает, выполняется наиболее тщательно, с опорой на наиболее эффективные методики, последние научные данные, свежую информацию, оперативные видеоматериалы и прочее. “Культурный” тренер не действует по старинке, не пропускает в подготовке “мелочей”, он постоянно учится, читает, не упуская возможности воспользоваться хорошим советом, занимается самообразованием и доступными исследованиями.

Важную мысль о самосовершенствовании тренера высказал А. Гомельский. Oн сказал, что для того чтобы тренер не повторял своих ошибок, ему необходимо постоянно учиться, в том числе и у своих собственных учеников. У одного — умению делать рискованные передачи, у других — умению перехватывать мяч, сделать результативный дальний бросок и др. У некоторых учеников тренеру не грех поучиться и личностным качествам — тактичности, контакт¬ности, мягкости, чувству юмора и др. В общем “учи — учась” или, если угодно — “век живи, век учись”.

Тренер не должен забывать и о том, что совершенствование его профессионального мастерства зависит от направленности его личности (потребностей, мотивации, жизненной позиции) и в не меньшей мере — от проявления волевых качеств. Хотеть совершенствоваться мало, нужно взять себя в руки и действительно упорно совершенствоваться.
По мнению психолога Б.Г. Ананьева, у человека, живущего активной интеллектуальной жизнью, свет ума, свет интеллекта поддерживает энергетику тела и духа. Поэтому следует стараться даже при ограниченных возможностях приобретать специальную литературу, создавать свою личную библиотечку, черпать из нее знания, которые позволят работать лучше и лучше.
Подводя итоги сказанному выше о культуре тренера, в краткой форме вспомним о том, что тренер должен стремиться

ЗНАТЬ :
- в чем заключаются истинные культурные ценности, важные для духовного развития учеников, и самому в достаточной степени владеть ими;
- в чем заключаются основные особенности культурно-воспитательной работы с учениками разного возраста, пола, уровня образования, темперамента, интеллекта персонально каждого из своих учеников, особенности их личностного развития, культурные запросы, интересы, увлечения, слабости, склонность к вредным привычкам;
- что культурно-воспитательная работа тренера — это непрерывный про¬цесс, относящийся не только к учебно-тренировочной работе, соревнованиям, но и ко всем фазам общения тренера с учениками;
- что воспитательное воздействие тренера на учеников возможно только в том случае, если тренер сам будет для учеников примером достойного поведения, образцом личности, стремящейся к постоянному совершенствова¬нию, работе над собой;
- возможно больше о своей профессии, постоянно совершенствуясь по всех направлениям педагогического мастерства.

УМЕТЬ:
- быть примером для спортсменов, демонстрировать образцы культуры поведения, подавать пример живого, заинтересованного отношения к тому, что происходит в обществе, науке, культуре;
- уважать чувство человеческого достоинства, показывая пример педагогического такта, избегая грубого одергивания, администрирования, искушения поучать других;
- признавать свои ошибки, если они были, переступая через собственное самолюбие;
- прививать ученикам интерес не только к спорту, но и ко всему, что должно развивать личность спортсмена;
- поддерживать и поощрять интерес каждого ученика к той или иной сфере культуры, его полезное хобби;
- организовывать и проводить культурно - массовые мероприятия, воспитывать сознательную дисциплину, правильное отношение к труду, общественную активность;
- вести учебно-тренировочный процесс, проводить соревнования, подавая пример высокопрофессиональной, тщательной, компетентной, ответственной работы.

Сохранить в закладках Нравится 4 3212
Мнения читателей