Треугольник отношений: «тренер-ребенок-родители».
ТРЕНЕРУПсихология

Треугольник отношений: «тренер-ребенок-родители».

8 0 15340

Как наладить общение тренерам с родителями?

Наш опыт показывает, что тренеры часто отмечают, что у них больше проблем с родителями, чем с самими игроками. По этой причине, есть тренеры, которые поддерживают защитное отношение к родителям, и это нецелесообразно.

Важно, чтобы тренеры понимали, что родители являются одним из источников, которые больше всего влияют на окружающую среду спортсмена и, следовательно, на успех ребенка.

Межличностные отношения между родителем, тренером и спортсменом часто называют «спортивным треугольником» или «треугольником отношений» ((Nascimbene, 2003), В основе модели лежали две теоретические концепции, взятые из теории семейной системной психологии, а именно концепции границ (Минучин, 1994) и триангуляции (Боуэн, 1978) ( рис.1)

Концепция границ связана со степенью психологического разделения между двумя людьми и находится на полюсах от «слияния» (когда два человека думают и действуют как один человек) до разъединения (когда и психологическое разделение, и эмоциональная дистанция велики) (Hellstedt, 1987 ).

Концепция «триангуляции» основана на том принципе, что если отношения между двумя людьми нестабильны (например, они не согласны с чем-то), то для стабилизации отношений будет привлечен третий человек, который будет пытаться разрешить спор.

Модель является отличным примером всех сторон, которым необходимо позитивно сотрудничать в детском спорте, чтобы улучшить спортивный опыт для всех:

  • 1. Спортивный треугольник - это четкая модель, которая уверенно ставит спортсмена на первое место, во главу треугольника.

Если тренер пренебрегает таким подходом, модель, к сожалению, становится доминирующей для взрослых и делает больший акцент на потребностях тренера и /или родителей. Тренеры и родители должны выстраивать свои роли, ожидания и требования не с точки зрения своих потребностей, а учитывая намерения юного спортсмена.

Если родители и тренеры позволяют своим ролям иметь приоритет, то мы имеем перевернутый треугольник, который называется «профессиональной моделью». В профессиональной модели взрослые образуют верхние две трети треугольника, а спортсмены (фокус треугольника) пытаются сбалансировать взрослых. В этой модели упор делается на результат, и легко упустить из виду потребности и интересы молодого спортсмена.

  • 2. В правильном треугольнике или модели развития взрослые (тренеры и родители) поддерживают молодых спортсменов.
  • 3. Основной принцип трехстороннего общения заключается в том, что оно должно быть происходить на всех уровнях, но особенно родители и тренер те, кто влияет на развитие спортсмена (особенно в начале его спортивного пути).
  • 4. Ребенок не может напрямую сломать треугольник отношений. Ребенок опирается на две основы треугольника, чтобы гармонично существовать. Его поведение обычно представляет собой сочетание стиля руководства тренера, отношения родителей и его собственной уникальной личности.
  • 5. Идеальный треугольник »: «ВСЕ разделяют и принимают общие цели и прилагают усилия, чтобы достичь их" и обязательно, их стили поведения сходятся и НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ друг другу.
  • 6. На пути спортивного становления ребенка общение в коммуникативном «треугольнике» должно происходит на всех уровнях открытым способом, то есть быть двунаправленное и открытое.

ОТНОШЕНИЯ «ТРЕНЕР-РОДИТЕЛИ»

Тренер является лидером команды. Это не подлежит обсуждению.
Роль тренера многогранна. Его роль не заключается только в развитии навыков, необходимых для достижения успехов в спорте. Тренер также должен быть хорошим КОММУНИКАТОРОМ.

Тренер будет самой важной частью в «треугольной» коммуникации, которая должна быть сформированным в стадии инициации и формирования игрока. Таким образом, тренер будет осью, через которую вращаются различные отношения, которые могут быть включать: отношения «тренер-игрок» и «тренер- родители».

ГЛАВНАЯ ОШИБКА: Тренеры работают изолированно от своих отношений с родителями. Проблема, которая часто встречается в том, что многие тренеры считают, что члены семьи и, прежде всего, родители должны быть как можно дальше спортивной практики своих детей, так как они являются основным источником конфликтов.
Тренер находится в центре общения как со спортсменами, так и с родителями, поэтому он, по-видимому, является своего рода посредником между разными фигурами, используя разные способы общения.

Крайне важно, чтобы тренер установил прочные линии связи.

Тренеру не нравится разговаривать с родителями? Тогда они не должны тренировать. Им должно нравиться работать с людьми достаточно, чтобы иметь с ними дело.

Поэтому тренер и семья ребенка должны постараться скоординированно сотрудничать: тренер должен помочь спортсмену почувствовать, что он находится в гармонии с семьей, и сотрудничать с ней для спортивного и личностного роста мальчика.

Тренер должен взять на себя обязательство и дать родителям понять значение и ценность спорта для их ребенка. Чтобы родители понимали, что спорт должен быть направлен не столько на формирование «чемпиона», сколько на развитие ребенка как ЛИЧНОСТИ.

В своей работе тренеру необходимо проанализировать, какие типы родителей есть в командах и укреплять соответствующее общение.

КАК ТРЕНЕРУ ОБЩАТЬСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ РОДИТЕЛЕЙ?

Среди всех форм участия родителей можно выделить 3 типа родителей:
Невовлеченный. Отсутствие интереса и поддержки со стороны родителей;
Умеренно вовлеченный. Общение открытое и оказывается поддержка
Гипер-вовлеченный. Родители удовлетворяют собственные спортивные потребностям через спорт сына: дети получают много критики и чувствуют большое давление на себя из-за высоких ожиданий.

Чрезмерно вовлеченные родители могут создавать высокий уровень давления, в то время как недостаточно вовлеченные родители не оказывают достаточной поддержки, чтобы способствовать желанию ребенка заниматься спортом.

Классификация Макдональда (2006) показывает, как родители мешают работе тренера:

- «Родители, которые постоянно критикуют»: их никогда не устраивают
производительность их ребенка.
- «Родители, которые кричат с трибун»: они унижают игроков,
соперников, а иногда даже судей и тренеров.
- «Родители, которые управляют»: они дают указания игрокам, иногда противоречат указаниям тренера.
- «Суперзащищающие родители»: они делают тревожные комментарии и
они могут угрожать забрать своего ребенка.

В классификации испанского исследователя Ромеро (2004), выделены следующие типы родителей спортсменов:
• Родители, которые были элитными спортсменами
• Родители, которые не достигли целей элиты.
• Незаинтересованные родители.
• Родители заинтересованы в спортивных тренировках
• Родители- "тренеры".
• Фанатичные родители.

Но, стоит отметить, что большинство родителей вносят очень позитивный и адекватный вклад в спортивные занятия своих детей

Как наладить общение тренеру со «сложными» родителями:

С невовлеченными (отдаленными, незаинтересованными родителями).

• Постарайтесь выяснить причину отсутствия интереса, чтобы изменить подход к спортивной практике ребенка: мы не должны относиться одинаково к тем родителям, которые по трудовым причинам не могут быть вовлечены в деятельность спорт, чем те, кто делает это по незнанию

• Попытайтесь повысить вовлеченность родителей в деятельность ребенка-спортсмена, доносить до них важность участия в спортивной жизни ребенка, поддержки на спортивных выступлениях. Нет необходимости посещать все тренировки и соревнования, но, без сомнения, дети ценят тот факт, что родители выражают некоторый интерес к их деятельности.

• Приглашайте их лично на соревнования.

• Просите помощи в определенных задачах , ... одним словом, попытайтесь включить их в команду

ВАЖНО: Установите для себя эмоциональные границы с игроком, если вы чувствуете, что он ищет в вас замену родителя. То есть тренеру не стоит заменять роль «родителя».

С гипер-вовлеченными родителями

• Лучше иметь их в качестве союзников, чем как противников.

• Объясните, каковы роли и функции каждого из участников , спортивной жизни ребенка
Родителям- «тренерам» необходимо донести:

• Многие из них считают себя очень опытными в этом вопросе, ставя под сомнение решения тренера, поэтому они позволяют себе постоянно давать технические, тактические указания игрокам с вытекающими отсюда негативными последствиями. Поэтому важно донести до них важность не вступать в противоречие с тренером (дети будут в замешательстве получать противоречивые сообщения от тренера и родителей). Объясните, что детям не хватает способности усваивать сразу несколько корректирующих сигналов. Это особенность их развития , пока им, по крайней мере , нет 16 лет. Поэтому, когда тренер и родитель выкрикивают корректирующие сигналы и ничего не происходит, пусть родитель не удивляется.

• попросить с удовольствием наблюдать за развитием своего сына и позволить тренеру спокойно работать.

Конечно, зачастую они не согласятся с решениями тренера , но они должны всегда уважать его и не отвлекать ни спортсменов, ни самого тренера, ни создавать беспричинные конфликты для ребенка между мнением родителя и тренера.

Это не означает, что, когда родители хотят задать какие-либо вопросы, они не могут этого сделать, но их следует попросить сделать это в определенное время. .

• Тренер должен попросить родителей отдать доверия тренерам, так же, как они доверяют другим специалистам в обучении своего ребенка и не вмешиваются, здесь они также должны прийти к этому доверию и не становиться родителями-тренерами.

Чрезмерно критическим родителям, которые оказывают чрезмерное давление на спортивные результаты своих детей и имеют высокие ожидания на счет успеха детей, необходимо объяснять, что постоянная негативная критика и чрезмерное давление порождают высокую степень тревоги, которая иногда может привести к преждевременному отказу от спорта.

Для того, чтобы были хорошие отношения, необходимо :

• Взаимное доверие;
• Повышение статуса своей роли ;
• Сотрудничество с семьей;
• Отсутствие критики с обеих ролей;
• Быть точкой отсчета и «моделью» поведения не только для ребенка, но и для родителей.

Общение «ТРЕНЕР-РОДИТЕЛЬ» может поддерживаться двумя способами:
Прямая связь.
Крайне важно, чтобы тренер и родители поставили себя в прямой контакт, чтобы найти решение особенно тех проблем, которые возникают в школе, дома в период подросткового общения и т.п.
Косвенная связь.
Именно ребенок передает информацию своим родителям. Это канал, по которому сообщение может быть искажено, когда ребенок обрабатывает информацию и передает ее родителям. Но его также надо использовать, чтоб ребенок учился брать на себя ответственность и обязанности.

Группы в социальных сетях, WhatsApp, могут служить хорошим каналом для информационной поддержки и общения «родитель-тренер»

Наиболее важным способом общения являются встречи. Встречи с родителями, при работе с юными спортсменами должны быть частью деятельности клуба. С одной стороны, должно быть более или менее фиксированное собрание, два или три за сезон, одно в начале, другое в середине сезона и другое в конце, а затем те, которые созываются одной из двух сторон для обсуждения. чем любая проблема, которая возникла. На первой встрече в начале сезона важно сообщить родителям о целях сезона, правилах, возможных трудностях, о том, какими должны быть отношения между родителями и тренерами.

Подводя итог, можно сказать, что это первое совещание должно оставить открытым канал связи для использования в случае необходимости и, таким образом, избежать недопонимания.
Привлекайте родителей для решения организационных вопросов, можно создать родительские советы и т.п. Важно подчеркивать значимость участие родителей в спорте ребенка.
_____________

«Треугольник отношений» должен меняться.

Но, важно, чтобы эти две фигуры :Тренер и Родитель в разное время и в соответствии со спецификой их роли всегда стояли рядом со спортсменом. Каждый в своей роли. Поэтому так же, как тренер не должен вмешиваться в деятельность семьи в своей конкретной области, так и семья не должна вмешиваться в деятельность тренера в своей конкретной области.


3-6 лет

Жирная черная линия начальных стадий Треугольника, когда Ребенок очень юн, показывает, что должно быть больше общения, понимания, обратной связи и диалога между Родителем и Тренером (рис 2).

Даже дома, когда Тренера нет, Родитель работает с информацией и навыками, которым обучает Тренер. Да, между Ребенком и Родителем существует связь, и у Ребенка не так много самостоятельного мышления.

Большое влияние во время тренировочного занятия оказывают РОДИТЕЛИ ребенка, которые параллельно с тренером пытаются руководить его действиями.

Эмоциональный фон игры в футбол, заставляет, незаметно для человека, совершать неприсущие для него действия, что проявляется в повышенной эмоционально обусловленной АКТИВНОСТИ родителей.

Эмоциональные переживания подталкивают родителей к действиям, которые проявляются в виде указаний, замечаний, оценок. При этом ребенок-дошкольник нуждается в последних. Именно они являются стимулом к действию, вопреки указаниям тренера.

У детей дошкольного возраста ярко выражена потребность в постоянном контакте с родителями , что обеспечивает у них ощущение БЕЗОПАСНОСТИ, УВЕРЕННОСТИ, чувство близости с человеком, от которого они полностью зависят.

Таким образом, негативно оцениваемая высокая активность родителей, проявляющаяся во время тренировочного процесса в группах детей дошкольного возраста, есть ЕСТЕСТВЕННОЕ поведение, которое надо учитывать при организации тренировочного процесса.


7-10 лет

Обратите внимание, что по мере развития Ребенка и здорового развития Треугольника происходит более равномерное общение. Несмотря на то, что эти возрасты приблизительны, по моему опыту, дети начинают проявлять инициативу и принимать решения о своей игре очень рано. Тем не менее, родитель все еще вовлечен и тренер играет роль центральной и значимой фигуры.


11-12 и старше

По мере того, как Ребенок становится все более независимым, отношения начинают меняться. Ребенок и Тренер со временем становятся основными участниками тренировок (рис.4.). Но родитель на этом этапе не должен быть полностью исключен. Некоторым родителям на этом этапе тяжело. К сожалению, если этого изменения не произойдет, «молодой человек» не будет чувствовать себя частью процесса. Этот возраст сложен, но так важен. Если спортсмены хотят продолжать осмысленно продвигаться и развиваться, они должны проявлять все большую инициативу.

Это означает, что Родитель должен воздерживаться от активного вмешательства в процесс отношений « тренер-ребенок».

Детские виды спорта - это тот случай, когда слишком сильная любовь к ребенку может навредить им. Родители должны держать свою безусловную любовь на расстоянии вытянутой руки, делая выбор в отношении того, как справляться с ситуациями.

Например, тренер и спортсмен должны иметь отношения, в которые не вмешиваются родители. Родитель не должен говорить за своего ребенка, если у него есть вопрос к тренеру. Поощряйте их начать разговор, особенно если он сложный. Поддержите их через это, практикуя разговор дома. Не бойтесь позволить вашему ребенку справиться с неприятностями самостоятельно.

С другой стороны, существует опасность в подростковом возрасте: создать альянс «спортсмен-тренер», против Родителя.

Если у ребенка слабо вовлеченный в спорт родитель, некоторые тренеры, осознавая эту ситуацию, создают с игроком «родительские» отношения , что может создать конфликт с родителями, которые слишком часто обвиняют тренера во вмешательстве.

Также опасен альянс между тренерами и родителями в ущерб ребенку, поскольку, особенно если тренер имеет дело с подростками, он потеряет его уважение и доверие.

Этапы развития ДОЛЖНЫ БЫТЬ. Так же, как растение должно прорасти и не может сделать это быстрее, чем позволяет природа, так и Треугольник не может быть поспешным. Кроме того, так же, как растение должно расти и давать листья и плоды, мы не можем желать, чтобы оно оставалось крошечным драгоценным растением, иначе оно умрет.

Этот треугольник похож на живой организм. Он рождается с первой тренировки или, возможно, даже с первого телефонного звонка. Он растет и изменяется, его можно ранить, его можно лелеять, он может процветать, и он может умереть или быть убитым.

Люди переходят от младенчества к детству, от подросткового возраста до зрелого возраста и что им нужно? Им нужно питание. Конечно, ребенку может понадобиться растереть морковь, в то время как ребенок старшего возраста может просто съесть сырую морковь, без проблем, но им действительно нужны те же основные питательные вещества.

Треугольник не принимает морковь или сок , но просит , чтобы его кормили: терпение, уважение, достоинство, любовь, доброта, нежность, смирение, доверие и гибкость. (Можете назвать больше?)

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: если каждый выполняет свою работу и все вместе работают в одном направлении, можно получить очень важные преимущества для обучения детей в настоящем и будущем.


Автор статьи: спортивный психолог, руководитель группы ВК "ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ФУТБОЛА" - Татьяна Карпова

Сохранить в закладках Нравится 8 153400
Мнения читателей