Условия развития игрового интеллекта футболиста
ТРЕНЕРУДетско-юношеский футбол

Условия развития игрового интеллекта футболиста

4 4 1030

Игровой интеллект в командных видах спорта трудно измерить количественно, поскольку игроки высшего уровня являются таковыми за их исключительную способность читать игру, предвидеть следующую шаг соперника и находить решения на поле. Очень трудно выделить одно действие, а затем приписать его игровому интеллекту, но, когда мы смотрим на общую способность игрока, его обычно можно разделить на две части.

Во-первых, умение разрабатывать стратегию и принимать разумные ситуационные решения на месте.

Во-вторых, выполнение этих решений с техническим мастерством и скоростью.

Основа игрового интеллекта находится в первой части. Компонент принятия решений и стратегии, но техническое и физическое мастерство также играют важнейшую роль в принятии решений.

Цитата:
Основа игрового интеллекта заключается в умении разрабатывать стратегию и принимать разумные ситуационные решения на месте

Самый эффективный способ развития игрового интеллекта – обучение на основе игр

Когда мы говорим об игровом интеллекте с футбольными тренерами, большинство из них не хотят слышать о научных исследованиях, данных и абстрактных теориях. Тренеры хотят логичные и реалистичные методы обучения, которые работают, которые могут быть включены в их тренировочный процесс. Вот почему так важно соединить точки игрового интеллекта с логическими методами обучения.

По ряду причин самый эффективный и прямой способ развития игрового интеллекта - это обучение на основе игр. Это те виды тренировок, где игроки постоянно играют, остановки ограничены, а тренеры склонны говорить с отдельными игроками, не останавливая игру.

Повышение игрового интеллекта означает улучшение принятия решений игроком

Общаясь на тему развития игроков, со многими тренерами, разговор все время возвращался к теме – принятию решений. Если вы посмотрите на любую тренировку, самый важный вопрос, который нужно задать, - сколько значимых решений игроки должны были принять на тренировке?

Повышение игрового интеллекта может означать для всех разное, но мы считаем, что это означает улучшение принятия решений игроком. Однако каждый игрок обладает своим уникальным набором способностей, которые будут влиять на его решения. Игроки с ограниченными техническими навыками, будут иметь меньше вариантов и решений, доступных для них, по сравнению с игроком с широким арсеналом технических навыков.

Физические характеристики также будут влиять на процесс принятия решений, наряду со способностью выполнять те самые технические навыки под давлением, на высоких скоростях.

Основная цель - предложить тренерам идеи, о том, как создать такую футбольную среду (в тренировочном процессе), которая бы заставила игроков принимать вовремя и правильно решение в игре для того, чтобы стать лучше.

Когда игроки регулярно подвергаются воздействию специфической среды, они начинают адаптироваться, и частью этой адаптации является развитие специальных наборов навыков, наряду с развитием футбольного интеллекта.

Средства развития игрового интеллекта

Необходимо подчеркнуть, что создание игровой среды может быть гораздо более важным, чем сама тренировка. На наш взгляд, тренировка может быть переоценена, особенно в молодом возрасте. Вместо этого, создание такой среды является более важным на начальных этапах развития, чем тренировка в обычном понимании. Попробуем объяснить на примере.

Игрок сборной Германии Месут Озил, развил свой уникальный набор навыков, играя каждый день после школы с более старшими ребятами в “клетке”. Клетка представляет собой бетонную поверхность с ограждением вокруг нее, поэтому мяч не мог выйти за пределы поля. Озил прокомментировал тот факт, что, если бы он не играл быстро и умно, он был бы уничтожен более крупными, быстрыми и старшими игроками на таком маленьком пространстве. Озил продолжал говорить, что навык, которому он научился, играя четыре часа в день, каждый день после школы в клетке, был непосредственно перенесен в игру 11 х 11, и сделал его игроком, которым он является сегодня.

Есть много других подобных историй от лучших профессионалов мира, Неймар благодарит футзал за его развитие навыков, Рональдиньо пляжный футбол, Златан Ибрагимович провел свою юность, играя в уличный футбол, Тьерри Анри играл на парковках, а Петр Чех тренировался, используя новые методы, чтобы узнать новые способы поймать мяч. Покойный великий Йохан Кройф сказал: "я тренировался около 3-4 часов в неделю в Ajax, когда я был маленьким. Но я играл по 3-4 часа каждый день на улице. Так где же, по-твоему, я научился играть в футбол?"

Эти примеры являются убедительным доказательством того, что сама игра в любых проявлениях является движущей силой развития игроков, а не тренировка в общем понимании.

Подумайте обо всех усилиях, которые идут на создание тренировочных программ, на создание идеальных тренировок. Как много из того, что мы делаем как тренеры, больше касается тренеров, а не игроков?

Единственное, что имеет значение на тренировке, это то, какой был результат для игроков - было ли это полезно, сделало ли это их лучше? Когда игрок играет в реальном матче, действительно ли он думает о принципах игры, которые объяснял тренер? Если игрок меняет клуб, и у нового клуба есть шестнадцать принципов игры в атаке, имеет ли это вообще значение для игрока? Абсолютно нет, игрок будет просто использовать навыки где они развивались.

Было ли это полезно для развития, вот что имеет значение

Не имеется ввиду, что нет места для тренировки, бесполезно отрицать, что качественные тренировочный процесс неоценим в развитии игрока. Однако в тренерскую эпоху, когда дети вечно обучаются, бегая от одного конуса к другому, мы, возможно, упустили из виду важность создания реалистичной среды футбольного матча, где процесс игры и есть процесс обучения и совершенствования.

Тренер не должен быть координатором, говоря что делать, разминка не должна быть введением в более сложное упражнение, стандартные упражнения не должны входить в тренировку, завершение на цели не должно быть обязательным для каждого упражнения, и принципы игры не должны быть запомнены.

Не забудьте спросить себя следующее: “что испытывали игроки на тренировках и было ли это полезно для развития”, вот и все, что имеет значение. Если тренер уходит с тренировки, довольный, потому что команда выполнила упражнения на развитие скоростных качеств, ведение мяча, удары или другие элементы, это здорово для тренера, но было ли это действительно полезно для игроков?


Читать в статье: Спросите своего футболиста: «Почему он так поступил?»


Это не значит, что вы должны отбросить свои упражнения по быстрому ведению и завершению, во всех них, без сомнения, есть ценность. Но дорогие тренеры, подумайте о добавлении тренировок, которые фокусируются только на игровой среде, где тренер занимает место где-то на фоне, сзади и позволяет молодым футболистам самим учиться играть в футбол.

В конце концов, развитие игрока должно быть мотивировано и управляемо игроком, чтобы получить максимальную отдачу от обучения.

Сохранить в закладках Нравится 4 10304
Мнения читателей
Динар Вахитов

Очень познавательная и информативная статья ! Коллеги , часто мы увлекаемся средствами и забываем создавать для игроков реальные условия , которые полностью проецировали бы ситуацию на поле! Спасибо !

Показать полностью…
Артём Путанов

«Тренер не должен быть координатором, говоря что делать, разминка не должна быть введением в более сложное упражнение, стандартные упражнения не должны входить в тренировку, завершение на цели не должно быть обязательным для каждого упражнения, и принципы игры не должны быть запомнены.»
Не совсем понял этот абзац.
1) «Разминка не должна быть введением в более сложное упражнение». Если цель тренировки «Удар внутренней стороной стопы», то логично включить в разминку упражнения на развитие гибкости стопы. Почему же нельзя включать подводящие упражнения в разминку?
2) Почему стандартные упражнения не должны быть включены в тренировку если ее цель «закрепить» тот или иной технический приём?
3) Почему юный футболист не должен запоминать «принцы игры»? Например: при потери нужно сразу включаться в отбор или при приеме мяча нужно за ранее знать, что ты будешь делать с мячом.

Показать полностью…
Виталий Карпин

Отличная статья! Зашла от и до.
Хотелось бы узнать варианты создания игровой среды на тренировке

Показать полностью…
Marina Kitaeva

"Это не значит, что вы должны отбросить свои упражнения по быстрому ведению и завершению, во всех них, без сомнения, есть ценность" дОРОГИЕ ТРЕНЕРЫ, СЕЙЧАС Я ОТВЕЧУ ВАМ НА ВСЕХ ВАС ВОЛНУЮЩИЙ ВОПРОС: А ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ С УПРАЖНЕНИЯМИ НА РАЗВИТИЕ отдельных навыков и технических приемов... Делать с ними ничего не надо, они должны остаться там, где и были. Вопрос в том, КАК ПРЕПОДАТЬ. ВЫ же знаете, что из одного и того же корнеплода - картофеля - можно приготовить огромное количество блюд. И все они будут различными по вкусу. Так и с тренировками. Одни и те же упражнения на тренировке можно преподнести так, что вся команда будет уставать и мечтать о том моменте, когда тренировка закончится. А можно - создать условия игры и встроить туда любые упражнения. Это могут быть соревнования - индивидуальные между игроками и командные... Это могут быть отдельные задания (или даже квесты футбольного содержания), выполнить которые возможно только достигнув определенного уровня технического мастерства и т. д. Безусловно одно: ИГРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТ может развиваться только в том виде деятельности, в котором его необходимо использовать и проявлять, то есть в игре... Кстати, игра - это прекрасный выход для тренера сделать тренировку интересной как для младших групп, так и для юношей молодежной команды

Показать полностью…