Игорь Беляев
Игорь Беляев добавил фото-пост:

ЭКОЛОГИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Негативно реагировать на критику - нормально. Когда делают замечание - всегда неприятно. Критика может быть обоснованной и без нее не обойтись в процессе обучения. Однако критика может быть инструментом давления. Она способна «выбить почву из под ног». Сейчас нас интересует не ценность критики, как таковой, а тот эмоциональный эффект, с которым она преподносится. Ведь делать замечание можно по-разному.
Самая неприятная форма критики - это когда сделанную ошибку приравнивают к самоуважению ребенка. Например, это может быть сарказм (навешивание обидных ярлыков), упрек (я думал ты до этого никогда не докатишься), манипуляция (если ты будешь так продолжать и дальше, в команду я тебя не возьму, выгоню тебя за дверь) и т.д.
Возникает логичный вопрос, почему это вредно? Дело в том, что самооценка ребенка еще не устойчива. И такие педагогические приемы формируют ассоциацию «я сделал ошибку - поэтому меня не уважает тренер, а значит, я сам себя не могу уважать». Именно по этой причине большинство детей в стрессовой ситуации теряются. Тренеры разводят руками, в чем же дело? А по факту, такая реакция - закономерный результат неправильно организованного педагогического процесса, когда дети ориентированы не на рост (где без ошибок невозможно), а на избегание ситуаций, когда что-то может не получиться.
Маленькие дети почти не выносят стресса, который порождает критика. Если сказать ребенку 3 лет, что он плохо делает упражнение, он расплачется и попытается уйти с занятия. Если сказать аналогичную фразу ребенку 5 лет и постарше - менее вероятно, что он расплачется, но это также подорвет его веру в себя. Он постарается восстановить свой авторитет перед тренером, выполняя задание более усердно. В основе этого приема лежит манипулятивная схема «сделай так, чтобы я не сомневался в тебе». Тренер ставит под сомнение ценность ребенка, и провоцирует его восстановить эту ценность поведением. Такую манипуляцию у нас почему-то принято называть уважением к тренеру.
Приведу несколько примеров, как минимизировать ущерб критики при работе с детьми:
1. Использовать иронию вместо сарказма (посмеяться над ошибкой вместе с ребенком, а не над ребенком.) С юмором относиться к своим недостаткам - очень полезный навык. И главное, он не роняет авторитет ребенка перед собой и другими за совершенные ошибки.
2. Стараться не доносить ребенку в лоб, что он делает не так, а давать ему возможность исправиться самому, задавая наводящие вопросы. В этом случает авторитет ребенка также, останется цел.
3. Стараться всячески разделять в сознании ребенка две вещи - ваше к нему доверие и ошибки, которые он допускает. Одно от другого зависеть не должно, если конечно не стоит цели отбить напрочь всю креативность и инициативность с самых ранних лет.

Виктор Тестоедов
Виктор Тестоедов написал 7 фев в 11:23

Правда, педагогические приемы важны и нужны в деятельности тренера

Нравится 0 Ответить
Игорь Беляев
Игорь Беляев написал 10 фев в 3:14

Спасибо. Моя цель - вдохновить тренеров экспериментировать, предоставив своими постами возможность посмотреть на педагогический процесс под другим углом, с учетом современных исследований в области мотивации спортивной деятельности. К одной цели можно прийти разными способами, а не только одной конкретной инструкцией, прописанной в учебнике. Очень хочется, чтобы каждый нашел путь, который бы доставлял удовольствие как детям, так и педагогам, тогда и результаты не заставят себя ждать.

Нравится 1 Ответить
Виктор Тестоедов

Игорь Беляев, конечно, это очень правильно. Вот только бы все остальные хотели развиваться в этом направлении

Нравится 0 Ответить
Только авторизованные пользователи
могут писать свои комментарии.
Войти