Dima Korzun
Dima Korzun добавила пост:

Оперативное планирование. Тренерский конспект

При планировании тренировочного процесса в основном применяются два подхода. Первый: от простого к сложному. Планируется тренировочный день, затем неделя, месяц и так далее. Второй вариант – от общего к частному. Полугодовой цикл – три месяца – месяц – неделя – день. Такой подход позволяет дольше удерживать команду в хорошем физическом состоянии (премуществ. квалиф. футб).
Стоит отметить, что вышеперечисленные варианты своего рода условный скелет, который в процессе работы тренера с командой может корректироваться. И эффективное использование тренировочных планов, их результативность невозможно (или чрезвычайно затруднено) без применения новейших научных и компьютерных технологий.
Конспект тренировки – это расшифровка дня. Классический конспект представляет собой лист формата А4, с текстом и рисунками.
Недостаток конспекта формата А4 не очень удобен при работе на футбольном поле. Для отчётности (как финансовый документ и в электронном виде) вполне нормально, а для работы лучше использовать специально изготовленные по заказу маленькие блокноты с нанесенными макетами футбольного поля, где дублируется конспект тренировочного занятия. Они должны удобно помещаться в ладонь и карман.

Алгоритм подготовки к проведению учебно-тренировочного занятия

1. Знание возрастных особенностей организма юных футболистов и основных задач подготовки на данном её этапе.
2. Постановка конкретных задач на УТЗ, которое проводите (технических, тактических).
3. Подбор упражнений для решения поставленных задач, начиная с разминки.
4. Оформление подробного конспекта УТЗ: часть занятия, дозировка, методические указания, графическое изображение.
5. Подготовка места проведения УТЗ: площадка, необходимый инвентарь.
6. Организация футболистов в процессе УТЗ:
- построение, объяснение, показ;
- количественные образования игроков ( "пары", "тройки" и т.д.);
- использование игрового (тренировочного) пространства;
- использование инвентаря;
- управление паузами и количественными (составными) перестроениями.
7. Контроль нагрузки и коррекция ошибок, разъяснение возможных недопониманий игроками заданий.
8. Контроль времени: упражнение - пауза - занятие в целом.

Занятия по направленности бывают следующие: собственно тренировочные, учебно-тренировочные, контрольные, модельные, восстановительные, избирательные, комплексные.

По форме занятия бывают: индивидуальные, групповые, фронтальные (общекомандные), свободные,поточные, на местах, параллельные, маятниковые, круговая тр.

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЯ

Планируя УТЗ, тренер четко должен представлять:

1. Что делает.

2. Для чего делает.

3. Когда делает.

4. Какой эффект от проделанного (контроль).

План-конспект разрабатывается с учётом рабочего плана.

В конспекте указывается дата, время и место его проведения, а также спортивный инвентарь (оборудование), который будет использоваться на этом занятии.
Дальше указывается порядковый номер занятия и для кого он разработан. Задачи занятия ставятся в повелительной форме:
ознакомить; научить (обучить), сформировать, закрепить, содействовать, совершенствовать
В графе «Содержание занятия» указывают конкретные упражнения с помощью которых будут решаться задачи занятия, а также упражнения, которые содействуют выполнению требований, поставленных перед отдельными частями занятия.
В графе «Дозировка» указываются конкретные количественные задания на выполнение упражнения упражнений выраженные как правило в метрах, секундах, количестве выполнений и т. д.
В графе «Организационно-методические указания» определяется организация, последовательность, темп, методика выполнения упражнений.
Конспект обязательно подписывается тренером и ставится дата его подготовки.

ФОРМА ПЛАН-КОНСПЕКТА
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Дата:
Команда (группа), количество занимающихся:
Место проведения:
Время начала и продолжительность занятия:
Инвентарь:
Задачи:

Величина нагрузки:

Далее три раздела (блока)
В первом: Части занятия, их продолжительность
и содержание
Во втором: Дозировка
Третьем: Организационно-методические
указания

Каждое занятие строится по определенному плану и предусматривает три части:
Подготовительную
10-25 мин
Задачи подготовительной части:
Организация группы;
Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма к предстоящей деятельности.
Средства: специфические и неспецифические, упражнения на внимание и мышление, ОРУ, подвижные игры, стретчинг.
Продолжительность: 10-20% общего времени занятия.

Основную
40-75 мин

Задачи основной части:
Повышение уровня общей и специальной физической подготовки.
Воспитание волевых качеств, подготовка организма к восприятию нагрузок.
Овладение техникой и тактикой игры.
Средства: упражнения на развитие специальных двигательных качеств, а также овладение тактическими и техническими приемами футбола, игровые упражнения, учебные и контрольные игры.
Продолжительность: 70-80% общего времени занятия.

Заключительную
5-20 мин

Задачи заключительной части:
Создания условий для более быстрого протекания процессов восстановления.
Подготовка к последующей деятельности.
Средства: ходьба, бег в медленном темпе, упражнения на расслабление, внимание, связанные с регуляцией дыхания.
Продолжительность: 5-10% общего времени занятия.

Основные компоненты при моделировании занятия:
•     направленность занятия на решение поставленных задач;
•     характер упражнений, применяемых в занятии;
•     интенсивность выполнения упражнений;
•     продолжительность упражнений;
•     длительность интервалов отдыха;
•     характер и интенсивность работы в интервале;
•     количество повторений упражнений и характер чередования работы;
•     показатели, по которым контролируется эффективность занятия.

Графическое наполнение (рисунки в сочетании с текстом)

В настоящее время используется значительное количество программ и прежде всего: tactfoot, sessionplanner, TacticsManager и др.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

-  наличие конспекта и организация занятия;
-    четкость и ясность изложения задач тренировки, содержание серии
упражнений (индивидуальных и коллективных);
-    соответствие разминки основной части занятия;
-    эффективность подбора средств для решения поставленных задач;
-    регламентация занятия и компонентов нагрузки (серии упражнений,
количества их повторений, длительность серий и пауз активного отдыха);
-    четкость использования методики в организации и проведения занятия;
-    эффективность решения поставленных задач в занятии.

Основные проблемы:
•  Несоответствие средств и методов занятия уровню подготовленности футболистов;
•  Невозможность решить поставленные задачи из-за их большого количества;
•  Постановка задач совершенствования у футболистов 7-12 лет;
•  Слишком простые средства для решения задач в группах спортивного совершенствования;
•  Содержание перепутана с ОМУ:
•  Поддержание или развитие?
•  Хватает ли одного упражнения для решения задачи обучения?
•  Заявляете аэробная или анаэробная ёмкость, мощность, а если критерии оценки МПК, МАМ, MMR, и др. в отсутствии средств и методов оценки (только педагогические средства);
•  Что то не получается у юных футболистов. Продолжаем настаивать или убираем упр;
•  Однообразные упражнение (им надоело) динамики прироста нет;
•  Эмоциональная включение самого тренера в тренировку;
•  Обратная связь, коммуникация и голосовое управление, подсказки (своевременность, необходимость, расстояние) и ......и многое другое

Coach of B UEFA, teacher of department of soccer and hockey of the Belarusian state university of physical culture Republic of Belarus (D.Korzun)

Только авторизованные пользователи
могут писать свои комментарии.
Войти