Dima Korzun
Dima Korzun добавила пост:

Методические основы планирования учебно-тренировочного процесса футболистов высокой квалификации

Спортивная тренировка - это подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов упражнения, направленная на достижение индивидуально возможных результатов.
Трудность управления спортивной тренировкой футболистов состоит в том, что все виды подготовки (техническую, тактическую, физическую, теоретическую и психологическую) нужно оптимально спланировать в течение года по отдельным занятиям, этапам, периодам при оптимальном соотношении объема и интенсивности нагрузок, их направленности, величины, координационной сложности и специализированности. Искусство планирования во многом связано с умением тренера использовать при построении тренировочного процесса все современные средства и методы подготовки в таком их сочетании и соотношении, которое позволило бы максимально развивать и использовать природные задатки футболистов. Для того чтобы это сделать, необходимо соблюдать специфические закономерности спортивной тренировки помимо общих педагогических принципов и принципов физического воспитания.
Специфическими закономерностями спортивной тренировки являются:
- непрерывность (круглогодичность) процесса тренировки.
Эта черта тренировочного процесса подразумевает построение тренировки как круглогодичного и многолетнего процесса, гарантирующего наибольший кумулятивный эффект от занятий для футболистов. При этом воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. Интервалы отдыха между занятиями должны гарантировать восстановление и повышение работоспособности футболистов. Однако, в рамках отдельных тренировочных микроциклов, допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления организма футболистов, преднамеренно создавая для них уплотненный режим нагрузок и отдыха;
- направленность к высшим достижениям.
Установка на достижение высших показателей в футболе реализуется посредством соответствующего построения спортивной тренировки: повышенного уровеня нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, цикличности, учета индивидуальных особенностей футболистов, определения амплуа игрока и т. д. Реализация этого положения предусматривает также и индивидуализацию тренировочного процесса и соревновательной деятельности футболистов в направлении успешного решения задач подготовки команды как единого целого, где действия каждого игрока подчинены решению общей, главной стратегической задачи;
- единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам.
Повышение функциональных возможностей организма спортсмена закономерно зависит от величины выполняемых нагрузок. Данная закономерность основывается на использовании биологических закономерностей протекания процессов адаптации организма футболистов к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Для динамики нагрузок в процессе тренировки футболистов характерно, что они возрастают постепенно, а также (иногда) скачкообразно и волнообразно, с тенденцией к предельно возможным. Нагрузки, близкие к пределу функциональных возможностей организма футболиста (на определенном этапе его развития), могут вызывать в нем, при определенных условиях, наиболее интенсивные и глубокие приспособительные перестройки. По мере их увеличения в результате тренировки максимальные нагрузки постепенно возрастают: то, что было максимальным ранее, становится обычным на последующих этапах;
- единство общей и специальной подготовки.
Зависимость спортивных достижений в футболе от разностороннего развития игрока объясняется двумя основными причинами: во-первых, единством организма - взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Предельное развитие того или иного качества футболиста возможно лишь в условиях общего повышения функциональных возможностей организма. Во – вторых, чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных футболистом из родственных видов спорта, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее технико-тактических навыков;
- волнообразность динамики нагрузок.
Волнообразное колебание нагрузок свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев при построении тренировочных программ футболистов не совпадают;
- цикличность тренировочного процесса.
Характеризуется систематическим повторением отдельных упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов (например: микроциклы (недельные), мезоциклы (месячные), макроциклы (годичные) тренировки). При этом каждый тренировочный цикл соответствующего типа не является простым повторением предыдущего, но выражает тенденции развития тренировочного процесса, в том числе и по уровню тренировочных нагрузок.
Построение оптимальных тренировочных циклов при тренировке футболистов приобретает в настоящее время первостепенное значение. Обусловлено это двумя причинами: во-первых, рост объема и интенсивности нагрузок в тренировке футболистов высокого класса приближается к границам биологической нормы, во-вторых, выравниваются количественные показатели тренировки и мастерство у футболистов ведущих команд. Эти причины заставляют стремиться к более эффективному управлению процессом спортивного совершенствования футболистов путем оптимизации структуры тренировки (последовательность занятий, порядок чередования нагрузок по величине и направленности, учет текущего состояния работоспособности футболистов и их восстановления при планировании занятий, отдых между упражнениями в занятии и между занятиями и т.д.);
- специфичность тренировочного процесса, или соответствие применяемых средств тренировки соревновательным условиям.
Закономерность «специфичности» предполагает, что наиболее выраженные адаптационные изменения под воздействием тренировки происходят в тех органах и функциональных системах, которые в наибольшей степени нагружаются при выполнении физической нагрузки. В соответствии с характером и величиной избранной нагрузки в организме формируется доминирующая система, гиперфункция которой обеспечивает развитие адаптации. Эта наиболее нагружаемая система получает в организме определенные преимущества в пластическом и энергетическом обеспечении перед другими органами и системами, которые непосредственно не связаны с выполнением данной нагрузки. В процессе тренировки чрезмерная по своей напряженности адаптация к определенному виду нагрузки в какой-то момент времени может вызвать истощение функциональных резервов доминирующей системы и ослабить работу других систем, непосредственно не связанных с реакцией на нагрузку (это состояние обозначается как перетренировка). Поэтому наряду с избирательностью воздействия на «ведущие» (доминирующие) функции в процессе тренировки необходимо обеспечение регулярной смены направленности тренирующего воздействия, чтобы достигнуть эффективной и всесторонней адаптации организма ко всем тем факторам, которые проявляют свое действие в условиях игры в футбол.
Лишь на базе познания закономерностей спортивной тренировки и умелого их использования при построении программ тренировки и их практической реализации в учебно-тренировочном процессе футболистов в единстве с общими принципами обучения и воспитания можно уверенно идти к вершинам мастерства.
Основной задачей каждого этапа тренировочного процесса является выведение организма футболиста на новый функциональный уровень и удержание его на этом уровне в течение определенного времени. В спортивной тренировке это достигается, как известно, многократным повторением как специальных (специализированных), так и вспомогательных (неспециализированных) упражнений, приводящих к определенной физиологической перестройке в организме спортсмена. Однако зачастую некоторые условия повторного, а тем более многократного выполнения физических упражнений могут привести не к повышению, с чем на практике не раз сталкивались многие тренеры, а к снижению функциональных возможностей, к перетренированности футболистов. Это происходит в том случае, когда нагрузка и отдых будут чередоваться без учета специфики решаемых педагогических задач и реальных возможностей футболистов.
Таким образом, вопрос о правильном планировании тренировочных нагрузок и отдыха является одним из главных методических вопросов при подготовке футболистов, одним из основных условий рационального планирования тренировки.
Тренировочная нагрузка, прежде всего, характеризуется объемом и интенсивностью. Объем нагрузок у футболистов прослеживается по данным изменений числа занятий и состязаний, их длительности, а интенсивность - по величине нагрузок (большая, средняя, малая)*.
Анализ объема и интенсивности позволяет составлять схемы распределения нагрузок в годичном цикле тренировки футболистов, руководствуясь такими закономерностями тренировки, как: постепенное и максимальное увеличение тренировочных нагрузок, волнообразность динамики нагрузок, цикличность и др.
В начале годового цикла (подготовительный период) объем нагрузок (время, затраченное на занятия и игры) постепенно увеличивается, затем как бы стабилизируется, после чего (в соревновательном периоде) постепенно уменьшается. И так до начала переходного периода. Интенсивность нагрузок неизменно возрастает с начала занятий (подготовительный период) и почти на всем протяжении годового цикла и лишь резко падает в завершающей фазе соревновательного периода. Изменение объема и интенсивности нагрузок зависит от задач тренировки, решаемых в том или ином периоде, этапе подготовки.
Однако тренировочная нагрузка определяется не только объемом и интенсивностью. Не меньшее значение имеет и то, какова общая величина нагрузки на данном занятии (какова интенсивность (напряженность) данной нагрузки, которая может быть выражена в условных единицах - баллах) и какова величина ответной реакции на нее организма футболиста, т. е. какова направленность нагрузки. Направленность нагрузки проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие того или иного физического качества.
По характеру специфических требований к физической подготовленности футболистов нагрузки используются для развития:
- скоростно-силовых качеств (спринтерская, скоростно-силовая выносливость);
- общей (аэробной) выносливости;
- скоростной (анаэробной) выносливости;
-смешанной (аэробно-анаэробной) выносливости.
-силы и силовой выносливости.
При этом используются как специфические упражнения (технико-тактические), так и неспецифические (без мяча).
Тренирующее воздействие, как известно, определяется следующими компонентами упражнения и условиями его выполнения:
1) продолжительностью (временем выполнения) упражнения;
2) интенсивностью упражнения;
3) продолжительностью интервалов отдыха между упражнениями;
4) характером отдыха (заполненность пауз отдыха другими видами деятельности);
5) числом повторений (как отдельных упражнений, так и их серий).
От способа сочетания этих условий и будет зависеть направленность нагрузки футболистов, т. е. режим работы*.
*Интенсивность может быть определена по пульсовой стоимости упражнений (в зависимости от максимального пульса спортсмена), или их длительности выполнения в зависимости от направленности занятия (при правильном соблюдении футболистами 5 вышеуказанных количественных факторов выполнения упражнения, характеризующих направленность нагрузки).

Таким образом, каждое занятие футболистов должно носить направленный характер, т. е. способствовать развитию или поддержанию уровня развития того или иного двигательного качества, или одновременно (в сопряжении) решать задачи физической и технико-тактической подготовленности (занятие будет носить комплексный характер). Направленному характеру занятия должен соответствовать определенный режим деятельности выполнения футболистами тех или иных упражнений, которые предлагает тренер, с учетом точного соблюдения компонентов нагрузки (табл. 1). Какие это будут упражнения, специфические (специализированные) или неспецифические (неспециализированные), координационно простые для выполнения или сложные — решать тренеру. Главное, чтобы они были посильны для выполнения футболистами с учетом всех сторон их подготовленности.
В футболе к вышеперечисленным 5 факторам, определяющим нагрузку, следует также отнести:
а) количество игроков, участвующих в выполнении того или иного упражнения;
б) размеры площадки, на которой выполняется данное упражнение;
в) координационную сложность выполняемого футболистами упражнения.
Важной методической особенностью, о которой всегда должен помнить тренер, является и то, что тренировочная нагрузка любого занятия футболистов должна обеспечивать не только нужную величину и направленность срочного тренировочного эффекта (СТЭ), но также и его взаимодействие с тренировочными эффектами предшествующего и последующего занятия. Это важно потому, что при неудачно выбранной последовательности занятий (без учета текущего состояния основных функций организма футболистов перед занятием) в том или ином цикле, т. е. их направленности, конечный результат тренировки может оказаться совершенно противоположным запланированному.
Известно, что взаимодействие упражнений разной направленности проявляется в том, что «биохимические сдвиги в организме спортсмена, вызываемые данным упражнением, будут зависеть от того, выполняется ли упражнение на «чистом» фоне, т. е. после достаточно продолжительного отдыха, или ему предшествует другое упражнение, последствие которого отражается на срочном тренировочном эффекте выполняемого упражнения».
Различают три типа взаимодействий, при которых нагрузка предшествующего упражнения влияет на сдвиги, вызванные нагрузкой последующего упражнения:
а) положительное (усиливает сдвиги);
б) отрицательное (уменьшает сдвиги);
в) нейтральное (мало влияет на сдвиги).
Положительное взаимодействие проявляется, если в тренировочном занятии выполняются:
а) вначале алактатные анаэробные (за счет энергии креатинфосфата, т. е. скоростно-силовые), а затем анаэробные гликолитические упражнения (за счет расщепления углеводов, т. е. упражнения на скоростную выносливость);
б) вначале алактатные анаэробные, а затем аэробные упражнения (т.е. упражнения на общую выносливость);
в) вначале анаэробные гликолитические (в небольшом объеме), а затем- аэробные упражнения.
Эту схему сочетания нагрузок различной направленности, при котором проявляется положительное взаимодействие упражнений, иначе можно выразить так:
Сочетание I
1. Скоростно-силовые качества (алактно-анаэробные упражнения, где креатинфосфат является основным поставщиком энергии).
2. Скоростная выносливость (анаэробные гликолитические упражнения, где углеводы - основной поставщик энергии).
Сочетание II
1. Скоростно-силовые качества.
2. Общая выносливость.
Сочетание III
1. Скоростная выносливость (в небольшом объеме).
2. Общая выносливость.

При другом сочетании упражнений в одном занятии добиться положительного взаимодействия СТЭ трудно, а подчас невозможно. Так, если в занятии вначале выполнить в значительном объеме аэробные, а затем анаэробные гликолитические упражнения (скоростная выносливость), то взаимодействие срочного тренировочного эффекта будет отрицательным и, следовательно, тренировочное занятие будет малоэффективным. Об этом никогда не должен забывать тренер, иначе может получиться так, что тренируемся много, а эффекта не достигнем, т. е. вся тренировочная работа, в конечном итоге, превращается в «вал».
Так в большей степени из рассмотренного должны решаться сиюминутные вопросы, т. е. задачи одного занятия. Задачи стратегического порядка, т. е. повышение тренированности футболистов на том или ином этапе (мезоцикле), периоде подготовки (макроцикле), решаются комбинацией этих режимов деятельности. Иначе говоря, необходимо знать, как планировать занятия различной направленности на том или ином этапе, периоде подготовки футболистов, методические особенности этого планирования с целью получения, так называемого кумулятивного эффекта тренировки. Ведь беспорядочное проведение занятий различной направленности вряд ли может привести к росту результатов, хотя сами занятия будут построены и проведены строго по режиму (с учетом вышеперечисленных точных количественных компонентов нагрузки).
Из этого следует, что последовательность проведения тренировочных занятий и их соотношение в микроциклах и на отдельных этапах (мезоциклах) и периодах (макроциклах) подготовки должны быть научно обоснованы. Если не будут учитываться методические особенности проведения занятий различной направленности, то может случиться так, что планируемый тренером один режим выполнения упражнений футболистами (без учета их текущего функционального состояния) будет переходить в другой. При этом полученный срочный тренировочный эффект от планируемого занятия не будет соответствовать желанию тренера.
Например, если вчера занятие было направлено на развитие скоростной выносливости футболистов, при этом проведено с большой по величине нагрузкой, а последующая тренировка через 6, 12, или 24 часа планируется на развитие скоростно-силовых качеств, то уже заранее можно сказать, что эта задача не будет решена. И обусловлено это тем, что организм футболистов еще не восстановится от предыдущего занятия (прежде всего, нервно-мышечный аппарат), значит, скоростные качества развиваться не будут. Тренируясь в этом режиме, мы будем совершенствовать выносливость (ее разновидности), а не скоростно-силовые качества.
Какие же основные методические особенности необходимо учитывать тренеру при последовательном проведении занятий различной направленности на том или ином тренировочном этапе?
Во-первых, необходимо помнить, что взаимодействие тренировочных эффектов занятий будет обусловлено тем, в какой стадии восстановления после предшествующей тренировки находится организм футболиста (в настоящее время для определения степени восстановления спортсмена используется, так называемый, индекс восстановления - ИВ. Данный показатель отражает степень напряженности протекания физиологических процессов в организме и уровень психологического стресса. Выражается в миллисекундах. Время определения ИВ с использованием монитора сердечного ритма «Polar» не более двух минут).
Как известно, в период отдыха, после тренировки, работоспособность футболиста сначала приходит в до рабочее состояние, т. е. то состояние, какое было до тренировки. Через более длительный промежуток времени отдыха работоспособность футболиста повышается (наступает стадия сверхвосстановления или суперкомпенсации), и, наконец, через некоторое время достигнутый уровень повышенной работоспособности, т. е. уровень сверх исходного состояния тренированности, возвращается к исходному до тренировки. Для того, чтобы тренированность футболиста нарастала, желательно каждую последующую тренировку проводить в период сверх исходного состояния тренированности, т. е. когда организм футболиста находится в стадии сверх восстановления. Добиваться этого можно, используя нагрузки разной величины и направленности (т. е. используя различные режимы деятельности футболистов). От величины нагрузки (большая, средняя, малая) зависит длительность эффекта сверх восстановления. Величина нагрузки определяется, как известно, не столько длительностью занятий, сколько интенсивностью, которую можно определить по пульсовой стоимости тех или иных упражнений или по длительности выполнения упражнения в зависимости от его направленности .

Направленность нагрузки Величина нагрузки, мин
Большая Средняя Малая
Скоростно-силовая 70 50 40
Скоростная выносливость 90 70 40
Общая выносливость 150 120 70
Смешанная выносливость 100 70 50

В целом пульсовая стоимость (сумма пульса занятия) большой нагрузки – 14 500-25 000, средней – 8 000-14 500, малой – до 8 000.
В настоящее время вводят понятие промежуточного варианта подразделяя среднею нагрузку на умеренно среднею (сумма пульса до 12 000) и среднею (сумма пульса от 12 000 до 14 500).
Надо помнить, что после больших нагрузок эффект сверх восстановления наступает через 32-36 час, после средних-через 18-24 час, после малых-через 4-6 час, после максимальных (игры) - через 48-52 час.
Руководствуясь этим, тренер в зависимости от решаемых задач должен умело чередовать нагрузки разной величины и направленности. Он должен учитывать, что процесс восстановления после больших нагрузок проходит значительно быстрее, если в интервалах между ними вместо пассивного отдыха проводить тренировки со средними и малыми нагрузками.
Поскольку большие нагрузки более эффективны для повышения функциональных возможностей организма, то нельзя применять их бессистемно, т. к. это может привести к перетренировке. В связи с этим, существует два способа применения больших нагрузок.
Первый способ основан на разновременности (неодновременности) восстановительных процессов различных систем организма после нагрузок разной направленности. Это означает, например, что после большой нагрузки, направленной на развитие скоростно-силовых качеств, сердечно-сосудистая система у футболиста может восстановиться быстрее, чем, скажем, нервно-мышечный аппарат. Значит, в следующую тренировку тоже можно давать большую нагрузку, но надо менять направленность занятия (если, конечно, мы развиваем другое качество, а не выносливость).
Второй способ применения больших нагрузок основан на эффекте наслоения средних однонаправленных нагрузок (например, скоростно-силовых) в недельном цикле тренировки, что суммарно дает эффект большой нагрузки (кумулятивный эффект). При этом способе применения больших нагрузок в следующем тренировочном микроцикле обязательно нужно менять направленность занятий (режим тренировочной деятельности) футболистов.
Когда тренировка проводится дважды в день, то взаимосвязь смежных занятий становится весьма существенной, кроме того, величина (имеется в виду величина пульсовой стоимости занятия) одного из них должна быть наполовину меньше другого. При двух занятиях в один день они представляют собой как бы одну большую суммарную нагрузку, разделенную интервалами отдыха.
Тенденции неуклонного повышения достижений в современном спорте предъявляют исключительные требования к качеству и эффективности управления подготовкой футболистов высокого класса. Достижение спортивного успеха в условиях острейшей конкуренции равных по силе команд определяется, прежде всего, тремя факторами: наличием материально-технической базы, системой соревнований и высококвалифицированными специалистами.
В свою очередь, высокая квалификация тренера-педагога в значительной степени определяется научно обоснованной организацией построения и проведения учебно-тренировочной работы на всех этапах подготовки.

Только авторизованные пользователи
могут писать свои комментарии.
Войти